«Когда я был маленьким, не любил, когда мама пылесосила, потому что она делала это полностью обнаженной. Мне было это непонятно». Наполовину египтянин, наполовину англичанин, Карим Рашид вырос в Канаде, где и получил образование. Лауреат 54 премий в области дизайна, создатель более 500 объектов, многим из которых нашлось место в музеях и дизайн-центрах Великобритании, США, Японии, Голландии… Карим неизменно высоко оценивает достижения технического прогресса, использует композиты и синтетические материалы и откровенно сожалеет, что большинство дизайнеров следуют упаднической логике, боятся инноваций и действуют как наивные ремесленники-кустари, которые пытаются «самовыразиться невзирая на достижения промышленности». Предметы от Карима Рашида – яркие и блестящие. Они выглядят совершенно игрушечно. Да и сам Карим со своей гладкой смуглой кожей, в белом костюме и выразительных очках смотрится ростовой куклой. Такой имидж. Несмотря на очевидную необычность и футуристическую направленность своих работ, Рашид считает, что каждая вещь должна быть максимально полезной: «Я полагаю, что мебель не должна быть неудобной, а должна отражать реальность. Я стараюсь развивать мебель и объекты как антистрессовые предметы, которые приносят радость, а не неудобство, которые упрощают задачи и повышают наш уровень красоты. Настроение поднимается, когда мы чувствуем красоту, комфорт, роскошь, немыслимые друг без друга». Мы встретились с дизайнером на открытии его персональной ретроспективной выставки в Центре MOD Design и поговорили о разном. Дизайн Все, что нас окружает, было кем-то придумано и спроектировано. Все вещи, которыми мы пользуемся ежедневно, – предметы дизайна. 25 лет назад я открыл для себя демократичный дизайн и с тех пор говорю на его языке. Я всегда хотел делать вещи, которые производятся большими тиражами, массовые вещи. Мне нравится смотреть, как машины штампуют вещи. Мир вещей может вдохновлять, радовать, дарить эмоции. И я горжусь, что я включен в это. Инновации Я верю в новые материалы и новые технологии. Проектирование предметов обихода – это способ обозначить время. Мы изучаем историю только через материальную культуру – потому и существует археология. Вещи – памятники эпохи. По тем предметам, которые мы создаем, потомки будут судить о нашей эпохе, о религии, о природе, о технике, о людях. Поэтому наши проекты должны быть современны. Дизайн – очень могущественный инструмент, чтобы творить историю. Мечты Я хочу создать новую форму кредитной карты, потому что устал от этой унылой прямоугольной формы. Но не все можно изменить. Весь мир пользуется картами именно такой конфигурации и размера, отверстия в миллионах банкоматов идеально подходят для них. Так что здесь мне остается только мечтать. Индивидуализм Мы живем в новом мире. Он персонализирован. Любой человек не будучи дизайнером может создать собственный дизайн джинсов, шампуня, носков или ботинок. Для этого существуют простые и недорогие инструменты. Любой предмет легко подверстать под себя. Время 30 лет назад у одного человека из тридцати была видеокамера. 40 лет назад один человек из ста мог сделать фильм. Сейчас – каждый второй. Притом все делается онлайн, в виртуальном мире. А нужен ли физический мир теперь? Мне кажется, да, нужен. Хотя запросы сильно изменились. Вчера я был во Франкфурте, и меня спросили: «Мы будем заказывать для вас отель, скажите, что там обязательно должно быть? Какие пожелания?» Я подумал о дизайне, вспомнил, как работал над интерьерами нескольких отелей. И знаете, что я ответил? «Там должен быть Wi-Fi!» Дизайн – на втором месте, но пространство должно отвечать моим представлениям о прекрасном, а поверхности быть приятными на ощупь. Детство Как-то раз мама повела меня на выставку новых технических достижений. Там выставляли технику будущего, инновационные разработки. В одном из павильонов я увидел пылесос, который убирал в доме сам. Я потянул маму за юбку и сказал: «Мам, тебе больше не придется пылесосить!» Этот пылесос произвел на меня неизгладимое впечатление. Вообще-то, когда я был маленьким, не любил, когда мама пылесосила, потому что она делала это полностью обнаженной. Мне было это непонятно. Травматический опыт. 40 лет спустя такой «умный» пылесос появился в продаже. Маленькие творцы Дети рождаются, чтобы твори
ть! Ребенок берет и рисует крокозябру на холодильнике. Чтобы сделать этот холодильник красивее. Следующее, что ты узнаешь от родителей, – то, что тебе нельзя больше рисовать. Ты наказан. Каждый из нас был художником. Миллионы детских рисунков – свидетельство тому. Постепенно мы теряем подлинные эмоции и возможность выражать их в рисунках и предметах. Розовый цвет Все спрашивают меня, почему я так часто делаю розовые предметы, за что я так люблю розовый цвет. Я устал отвечать на этот вопрос. Достаточно открыть страницу любого интернет-поисковика и набрать «Карим Рашид + розовый цвет» – и вы получите ответ. Знаковые проекты Я не могу выбрать лучшую из своих работ. Когда оглядываешься на то, что сделано, ничего не нравится. Зато мне всегда интересно то, чем я занимаюсь на данный момент. Проекты, которые я закончил, оригинальны, интересны, но для меня они в прошлом. СОВЕТ МОЛОДЫМ: Придумывайте новое – или умрите. 1. Нужно продолжать развиваться. И не стоять на месте, и не бросать начатое. Даже сейчас, в моем нынешнем возрасте, с моим опытом, у меня случаются разочарования. Работа над проектом может пойти не так, как задумано, может возникнуть конфликт с заказчиком… Все это неважно по большому счету. 2. Надо расти интеллектуально. Читать книги, общаться с интересными людьми, изучать историю архитектуры и искусства. Дизайнер ничего не делает сам. Все производят машины. Мы только генерируем мысль, которая воплощается в предмет, а чтобы сгенерировать эту оригинальную мысль, надо много знать и много видеть. 3. Все лучшее – впереди. Многие гении создают лучшие произведения только в 90 или в 100 лет. Не опускайте руки. Вы не модели и не поп-звезды, поэтому ваша творческая жизнь может быть длинной. Очень длинной. Так что берегите здоровье. Интервью: Софья Ремез Фото: предоставлены компаниями
Взрослые игрушки Карима Рашида
20.05.2011
29.10.2020
Станислав, добрый день! Расскажите немного о себе для тех, кто не знаком с деятельностью вашей компании. Станислав: […]
19.12.2023
Гипермаркет Askona Home не только продолжает развивать экспертное направление бренда в области здорового сна, но и предлагает […]
31.05.2021
ООО «Мастера ремонта» о работе своей компании и о том, почему в ремонте не бывает мелочей! «Я […]
15.01.2022
Интервью с дизайнером Иолантой Федотовой провела Юлия Огородникова – Добрый день, Иоланта! За каждым примером успеха стоит […]
11.11.2016
Мартин Лоренс-Буллард, один из самых востребованных современных американских дизайнеров, один из создателей так называемого гламурного стиля в […]
20.02.2011
Известный российский кутюрье, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный художник России. Его модели хранятся в Музее костюма […]
29.10.2020
Станислав, добрый день! Расскажите немного о себе для тех, кто не знаком с деятельностью вашей компании. Станислав: […]
19.12.2023
Гипермаркет Askona Home не только продолжает развивать экспертное направление бренда в области здорового сна, но и предлагает […]
31.05.2021
ООО «Мастера ремонта» о работе своей компании и о том, почему в ремонте не бывает мелочей! «Я […]
15.01.2022
Интервью с дизайнером Иолантой Федотовой провела Юлия Огородникова – Добрый день, Иоланта! За каждым примером успеха стоит […]
11.11.2016
Мартин Лоренс-Буллард, один из самых востребованных современных американских дизайнеров, один из создателей так называемого гламурного стиля в […]
20.02.2011
Известный российский кутюрье, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный художник России. Его модели хранятся в Музее костюма […]