В 2020 году «Архстоянию» исполняется 15 лет. Темой фестиваля станет «Лень».
В российской культуре лени всегда уделяли много внимания. Ее значение противоречиво: с одной стороны лень считалась злом, с другой — благом. Арт-парк Никола-Ленивец — это гигантская территория, обойти которую — уже сам по себе вызов для тех, кто привык к неторопливому отдыху. Но как правильно лениться в этом месте?
Свою версию расскажут современные художники через новые объекты, перформансы и музыку. Игорь Шелковский при поддержке Музея AZ возведет «Красный лес», Алексей Лука — жилой дом в стилистике места, Иван Горшков создаст мифологическую беседку.
«Лень — противоречивое явление в культуре. В русском фольклоре это и порок, и вдохновляющая мечта, это «мать совершенства» у Казимира Малевича и протест против супер-производительности капитализма у Марка Фишера. Как гласит легенда, именно благодаря лени жители деревни Никола-Ленивец избавилась от завоевателей. Вместе с тем лень как явление присутствует только в мире людей. В природе лени нет. Отсюда — основной конфликт между социальной жизнью и жизнью природы, между городским и сельским. В современной культуре лень настигает нас всюду, влияя на дизайн мебели и гаджетов, музыку и политику, поведение. Лень выбора приводит к повторению, к штампам. Это защита от непознанного и одновременно призыв к новым подвигам. На фестивале «Архстояние 2020» мы представляем работы известных и не очень художников. Каждый из них раскрывает тему через собственную рефлексию» — куратор фестиваля Антон Кочуркин.
Игорь Шелковский «Красный лес»
При поддержке Музея AZ
Знаковое событие юбилейного фестиваля — возведение объекта «Красный лес», автором которого стал Игорь Шелковский. Первый объект художника в Никола-Ленивце — это конструкция из массивных деревянных брусьев восьмиметровой длины, хаотично выстроенных вдоль моста, который перекинется через небольшой овраг за «Аркой Бернаскони» на границе леса и дороги. Арт-объект окрашен в ярко-красный цвет, что выделяет его на фоне летней зелени или черно-белых тонов зимы.
Еще в 1970-е годы работы Игоря Шелковского приобрел для своей коллекции Георгий Костаки, а позже и Центр Жоржа Помпиду в Париже. Теперь объекты художника находятся в собраниях главных мировых музеев. «Красный лес» возводится при поддержке Музея AZ — одного из самых ярких частных музеев России, который рассказывает не только о наследии художника Анатолия Зверева, но обо всей эпохе нонконформизма второй половины XX века. До 8 ноября в Музее AZ открыта выставка, посвященная легендарному коллекционеру Георгию Костаки «Выбор Костаки». Одну из работ Игоря Шелковского можно увидеть и в новой экспозиции, вместе с шедеврами из коллекции Третьяковской галереи, произведениями древнерусского искусства из собрания музея имени Андрея Рублева, народной игрушкой из музея Царицыно и мультимедиа инсталляцией современного художника Платона Инфанте.
Иван Горшков «Беседка»
Работа представляет собой архитектурное сооружение, точнее нечто среднее между скульптурой и архитектурой. Это подобие беседки, напоминающее мистические руины. По словам автора, лень и привал очень связаны. «Беседка» будет заманивать в объятия, и хотя неясные силуэты среди молодого березняка вызывают странное чувство тревоги, вы не сможете не заглянуть туда. Если вернуться к пластической стороне постройки, то лень царит и здесь, как и во всяких руинах, которыми продолжают пользоваться по назначению, несмотря на ветхость.
Алексей Лука «Дом-антресоль»
Арт-объект и жилой дом, внешне напоминающий фрагмент скалы или глыбу неровной формы. Внешняя часть постройки создана из материалов, найденных в соседних деревнях — ненужных заборов, дерево, кровли и наличников. При этом окна и другие функциональные элементы — современные.
Подробнее узнать о проекте и приобрети билеты можно на сайте фестиваля “Архстояние”