Продолжение к статье: “Будущее наступило. Умные города …”
Мир градостроительства меняется так же быстро, как и мировая экономика в целом. На данный момент в городах стремительно растет спрос на повышение мобильности, экологичность и комфорт жизнедеятельности, что, в том числе, провоцирует многих экспертов на выдвижение футуристичных идей о летающих автомобилях, сельской экологии в городской среде или сплошном высотном строительстве. Однако реальная ситуация выглядит несколько иначе.
Идея повсеместного внедрения летающего транспорта, хотя бы в формате общественного легкового транспорта — беспилотных такси — существует на мировой арене уже порядка 10 лет. За это время многие города мира, например, Дубай и Сан-Паулу, провели ряд испытаний таких средств мобильности, но к полноценному внедрению пока не пришли. Ряд специалистов связывают это с отсутствием особой взлетно-посадочной инфраструктуры в городах, высокой зависимостью летательных аппаратов от погодных условий и дороговизной поездки, что делает такой транспорт мало востребованным широкими слоями населения.
В этой связи наиболее вероятным кажется развитие тренда электроавтомобилизации. За последние несколько лет доступность и, соответственно, распространенность электромобилей значительно повысилась по всему миру. В Москве, например, только за 2023 год количество зарядных электростанций (ЗЭС) выросло до 240 штук (общее количество 3500, к 2030 г. прогнозируется рост до 14,5 тыс.), а количество зарядных сессий увеличилось втрое — до 224,000. Кроме того, к концу 2024 г. ожидается, что на улицы города выйдет порядка 40 тыс. электрических и гибридных автомобилей, востребованность которых наиболее высока среди людей в возрасте от 18 до 25 лет. Такому впечатляющему росту спроса способствует не только повсеместная модернизация городской инфраструктуры под нужды водителей электрокаров, часть из которых запланирована в Проекте изменения нормативов проектирования в г. Москве, но и комплекс мер поддержки, оказываемый владельцам машин городом: льготы по транспортному налогу и автокредитованию, возможность бесплатного проезда по платным дорогам и бесплатная парковка.
Похожий тренд можно заметить и в экологии. Несмотря на провал Парижского соглашения, предполагающего «возврат к идеальной экологии», отдельные работы по улучшению экологической обстановки в городах продолжают вестись и набирать обороты. Так, вице-премьер и куратор Нацпроекта «Экология» Виктория Абрамченко в рамках международного ESG-форума «СО.ЗНАНИЕ» (декабрь 2023, Нижний Новгород) рассказала о том, что в России по поручению Президента РФ уже ведутся активные работы по созданию устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), которая обеспечит сортировку 100% отходов и снизит захоронение в 2 раза. Кроме того, с начала действия Нацпроекта уже были ликвидированы 64 несанкционированные свалки и возвращены в хозяйственный оборот порядка 680 га земли, многие из которых находятся в непосредственной близости с городской средой. Все эти шаги уже улучшили качество жизни для 10 млн российских граждан.
Активно делится своей экологической повесткой и Москва. В рамках Исследования и рейтинга «Климатическая повестка городов мира», презентованном на 28-м саммите ООН (COP28) (ноябрь-декабрь 2023, Дубай, ОАЭ), московские эксперты поделились своей методикой оценки городов в борьбе с изменениями климата, где российская столица заняла 4-е место. Высокий рейтинг Москвы во многом обеспечен беспрецедентным развитием ее системы экологического общественного транспорта, в частности — развитием электробусов и наземной ж/д инфраструктуры — МЦД, благодаря которым в Москве ежедневно совершается более 16,5 млн экологичных поездок.
Что касается небоскребов, то здесь все неоднозначно. С одной стороны, в условиях плотной городской застройки тренд на высотное строительство действительно силен, с другой — даже здесь находится место для человекоцентричного подхода. Например, следуя экологической повестке, все больше зданий обволакиваются в «зеленые пальто», как в Милане, Италия. А в последние пару лет активное развитие также получают деревянные небоскребы в Норвегии и Канаде. В российской столице Москомархитектура устанавливает определенные правила для девелоперов — плавный переход этажности от окружающей мало- и среднеэтажной застройки к более высотной (доминантной) в новых ЖК. Кроме того, в последние несколько лет в городе активно развивается малоэтажное строительство разных классов, призванное сделать человека ближе к природе: элитный ЖК «Ильинка 3/8», бизнес ЖК «Shagal» и ЖК «Остров», комфорт ЖК «River Residences».
Если же небоскребы все-таки приходится «сажать» в центре города, то в них стараются создать всю необходимую для жизни инфраструктуру, чтобы минимизировать эффект оторванности человека от земли, природы и города в целом: фитнес-залы, входы/выходы в метро, ТЦ, общественные зеленые пространства, отделения банков и бытовых услуг, МФЦ, кафе и рестораны, детские игровые и спортивные комнаты и площадки и многое другое. Причем такого принципа придерживаются не только общественно-деловые и офисные башни, но и жилые: как, например, строящийся ЖК «ДомДау» на территории Москва-Сити.
В целом же кажется, что развитие городов и градостроительства на данный момент идет наиболее правильной тропой. Оно отталкивается от реальных, а не вымышленных запросов населения, создает по-настоящему комфортную среду для всех поколений и социумов и дает время на апробацию решений временем. В нынешних довольно турбулентных мировых экономических условиях это кажется более ликвидным и надежным подходом, нежели экстенсивное футуристическое развитие, преследующее лишь цель PR и создания очередного мимолетного инфоповода.