1 sotbis zaglavnaja 1

Влюбленные в искусство. Интервью с главой русского Sotheby’s

By

Генеральный директор «Sothebyʼs Россия и СНГ» Ирина Степанова рассказала о тенденциях на рынке искусства, о том, каков он – современный российский коллекционер, а также о том, что привносит в дом историю.

Российское представительство «Сотбис» начало свою работу в 2006 году. Вы работаете в аукционном доме с момента его открытия. Какая ваша личная история в «Сотбис»?
Моя карьера в Сотбис началась в 2006 году, еще до официального открытия офиса в Москве. В то время ни один из международных аукционных домов не имел представительства в России. Конечно, специалисты из Лондона и Нью-Йорка приезжали регулярно, но иметь полноценный офис – совсем другое дело. Это качественно меняет эффективность, позволяет выстраивать устойчивые связи с коллекционерами и экспертами.

Строить с нуля – невероятно интересно, этим мы и занимались с Михаилом Каменским первые годы не покладая рук. Когда нет заготовленных шаблонов, жестких границ, появляется чувство свободы и возможность создать что-то интересное. Рынок был на подъеме, русские аукционы били мировые рекорды, и в этот период нам удалось многое сделать.

6y0a0760 6y0a0771

Какие тенденции рынка искусства вы можете выделить в настоящий момент?
Рынок искусства похож на финансовые рынки и является серьезной индустрией. Согласно совместному отчету банка UBS и ярмарки Арт-Базель, объем рынка в 2018 году составил 67,4 миллиарда долларов США, рынок в последние два года растет. Все для большего числа молодого поколения бизнесменов инвестиции в арт-активы становятся привлекательными. В то же время наиболее прибыльными остаются топовые вещи в своих категориях. Именно они в долгосрочной перспективе обещают наибольшую прибыть. В настоящее время такими категориями являются современное и послевоенное искусство, импрессионисты, ювелирные предметы и дизайн. Коллекционирование предметов дизайна переживает настоящий бум – недавние торги коллекции Лаланн в Париже принесли неслыханные 100 миллионов долларов, и 100% лотов было продано.

6y0a0791 6y0a0859

Кто сегодня участвует в национальных аукционах русского искусства? Какой лот был приобретен дороже всего за историю существования московского офиса «Сотбис»?
Во всем мире национальное искусство в первую очередь востребовано национальными элитами, и русское искусство не является исключением. Но есть две категории, которые обладают колоссальной привлекательностью для международных коллекционеров – это русский авангард и прикладные предметы, особенно изделия фирмы Карла Фаберже. Мы видим постоянный рост цен на эти два вида искусства, и спрос на топовые вещи сейчас превышает предложение. Самой дорогой работой, которую мы продали за последние 10 лет, стала супрематическая композиция Казимира Малевича – 60 миллионов долларов на торгах в Нью-Йорке в 2008 году. А самой, на мой взгляд, красивой – полотно Марка Шагала «Любовники» 1928 года, которое продалось на торгах в Нью-Йорке за рекордные 28 миллионов долларов в 2017 году.

В начале ноября в Государственном музее архитектуры имени Щусева была представлена предаукционная выставка «Сотбис». По каким критериям вы выбираете площадки для мероприятий?
Мы проводим предаукционные показы в Москве два раза в год двенадцать лет и всегда на центральных музейных площадках. Уже в пятый раз мы проводим показ топ-лотов из наших торгов во флигеле «Руина» Музея архитектуры. На мой взгляд, это одна их самых удобных и стильных площадок Москвы. Пространство позволяет прекрасно представить коллекцию и дает возможность пообщаться большему количеству гостей.

Мы всегда очень серьезно относимся к дизайну наших выставок – архитектура создается с учетом коллекции, которую мы привозим. На этот раз ключевой работой русских торгов в Лондоне будет супрематистская композиция Ивана Клюна, поэтому и застройка выставки у нас получилась сфрерически-супрематическая.

«Коллекционирование требует больших знаний, погруженности в предмет, азарта и, конечно, денег»

 

6y0a1115

Каков сейчас портрет коллекционера в России?
Портрет коллекционера из России немногим отличается от портрета западного. Коллекционирование требует больших знаний, погруженности в предмет, азарта и, конечно, денег. Я бы скорее выделила поколенческую разницу в среде коллекционеров, которая влечет за собой вкусовые отличия. Миллениалы отдают предпочтение современному искусству как наиболее созвучному их времени и пониманию жизни. Отсюда и рекорды на торгах современного искусства. Половина всех лотов дороже миллиона долларов на торгах современного искусства приобретается молодыми коллекционерами. Также они основные драйверы онлайн торгов.

Старшее поколение – традиционалисты. Их привлекают Старые Мастера, XIX век, импрессионисты и прикладное искусство. Но и в этой среде здесь вы не найдете абсолютно похожих людей. Коллекционирование подразумевает индивидуализм. Многие коллекции эклектичны, как портреты их владельцев.

6y0a1187

Как устроена система экспертизы в «Сотбис»? Бытует мнение, что на российском рынке много подделок.
Рынок подделок искусства существует столетия. Еще римляне подделывали греческие статуи. Подделки и их выявление всегда были проблемой для коллекционеров и экспертов. Но хорошая новость в том, что мы живем в эру новой транспарентности – все работы, которые когда-либо попадали в публичный оборот, оказываются в международных базах Art net, Art price, Interpol. Еще никогда до этого информация не была так доступна и не путешествовала так быстро. К сфере торговли предметами искусства предъявляются все более жесткие требования со стороны законодательства, постепенно бизнес становится более прозрачным.

Все представленные на торгах работы имеют историю бытования – провенанс, который хорошо описан. Эксперты аукционных домов и музейные эксперты постоянно сверяются с открытыми источниками, базами данных музеев и многократно проверяют информацию. Помимо этого, наш аукцион дает пятилетнюю гарантию на проданные лоты, что в свою очередь дает достаточно времени и дополнительную возможность для проверки работы.

6y0a1328

Тема этого номера журнала «Дом с историей». Какой он для вас?
Интеллигентный русский дом с большой библиотекой и картинами. Дом, где собираются друзья и интересные люди.

Какие ваши личные художественные предпочтения? Какой вид искусства в приоритете? Вы что-нибудь коллекционируете?
Я люблю Старых Мастеров, особенное Северное Возрождение, а коллекционирую современное русское искусство и старую графику.

ggal 036

Где бы вы предпочли жить – в городе или за городом и почему? Какой интерьерный стиль вам близок?
Предпочла бы, конечно, жить за городом, и приезжать на работу в центр. Но думаю, в Москве это утопия. Мне нравятся большие «пустые» пространства, где много воздуха и света, когда граница пейзажа за окном стирается и дом становится частью ландшафта. Такие проекты реализованы, например, в Норвегии.

«Я люблю старых мастеров, а коллекционирую современное русское искусство и старую графику»

Какая самая значимая вещь для вас в собственном доме? Стоимость не имеет значения.
Семейный фотоархив и картины.

vad 3528 1

Что бы вы порекомендовали читателю нашего журнала – начинающему коллекционеру искусства?
У каждого свое представление о красоте, и чтобы понять, что близко именно вам, нужно увидеть много искусства. Где бы вы ни путешествовали, посещайте большие и маленькие музеи, арт-ярмарки, читайте книги и знакомьтесь с другими коллекционерами. Не бойтесь заходить в аукционные дома – самые демократические институции в арт-мире. Сюда не нужно покупать билет, как в музей, или записываться на прием к эксперту. Специалисты аукционов всегда покажут вам текущую выставку и профессионально проконсультируют по любой работе. Мое убеждение: коллекционирование увлекает и качественно меняет жизнь.

irina

 

Интервью подготовила ЕКАТЕРИНА КОНЕВА

Фото: пресс-архив Sothebys

Оцените статью: 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Вам также может понравиться
Свежие записи
post-image
Персоны

Магия для сада

Думаете, что безупречный дачный участок – это иллюзия? Известный телеведущий, актер, иллюзионист, а также амбассадор международного бренда аккумуляторной садовой...
Подробнее
Вверх!!!!!