Процесс познания главной сути явлений занимает людей не одно тысячелетие. В стремлении понять, где начало привычных нам вещей, человек продвигается от простых представлений к более скрытому содержанию. Сложные и многогранные вопросы философии дизайна как глобальной системы разбираем вместе с основателем компании Alexsanders Александром Осиповым.

IMG 0552


Расскажите о своей профессии так, если бы про неё ещё никто и никогда не знал. Что для вас дизайн в фундаментальном смысле?
— Знаете, существует большой спор о том, что делает дизайнер, а что художник. И у тех, и у других основная цель создавать красивые вещи, визуальные эффекты. Но художник всегда руководствуется своим настроением, для него первоочерёдной является эмоция, определённый выплеск. А дизайнер имеет другую отправную точку техническое задание на то, что ему нужно разработать. И если вернуться к вопросу, как можно объяснить дизайн, то, прежде всего, это трансформация мысли в реальность. Когда мы смотрим на мир, на предметы, на людей, то вдохновляемся ими, а потом наша мысль начинает воплощаться в различные образы. И уже эти образы выливаются на бумагу в виде эскиза или чертежа.

То есть в основе всего лежит художественный образ, который рождается в голове?
— Конечно. И от него мы можем идти дальше. Без образного мышления и умения видеть мир по-другому, чувствовать его и воплощать свои мысли в дизайне ничего не получится.

Ваши проекты всегда экспрессивные, живые и яркие. Так проявляется индивидуальность художника или, наоборот, у каждой работы есть свой собственный характер или душа, если более философски?   
— Дизайнер должен всегда прислушиваться к заказчику, стать его рукой, его карандашом, когда человек рассказывает о своём образе жизни, делится мыслями и пожеланиями. Чтобы после отразить всё в проекте. И здесь, наверное, речь не идёт о каких-то внутренних предпочтениях самого дизайнера.
Так, у меня нет определённого и единственного стиля, потому что я всегда иду за целью: для чего этот дизайн, кому он нужен, как он будет служить. Дизайн, если он не работает, остаётся всего лишь дизайном. А прикладной дизайн и то, что создаю я, будь то мебель, интерьеры, декорации они должны быть эргономичными, функциональными, правильными. Часто я использую такой термин, как вандалоустойчивый. Заданные параметры тоже существуют: что-то должно служить максимально долго, а если это общественный интерьер, то мы говорим об определённых материалах, которые будут там использоваться. Я люблю рвать шаблоны, но от некоторых стандартов никак не убежать. И поэтому нельзя говорить о том, что все мои проекты проявление только лишь моего мировоззрения, это не так.

IMG 2219

То есть для вас заказчик — это, прежде всего, коллега?
— Безусловно. Абсолютная цель дизайна — это помогать делать пространства удобными и красивыми, поэтому без любви к человеку и без любви к жизни невозможно создать что-то стоящее. Я очень чуткий человек, всегда внимательно слушаю, что от меня хотят. И так как у меня большой багаж знаний и я умею работать с технологией дизайна, я её легко воплощаю в жизнь. Именно поэтому проекты реализуются и живут долгие годы. Это и есть основная цель.

Есть ли у вас человек, которого можете назвать своим учителем? Или примером профессионализма, который вдохновил в своё время?
— Таких людей в моей жизни встречалось очень много. Не могу назвать их кумирами, но я действительно вдохновляюсь их работами. Например, мне очень нравится творчество Энди Уорхола и вообще поп-арт. Также на меня произвело огромное впечатление дизайн-бюро Захи Хадид и параметрическая архитектура я люблю эту форму, мне нравится такое выражение мысли, и я восхищаюсь этими проектами. Откликаются своим позитивом, радостью и современностью работы Карима Рашида.

IMG 2227

Существует ли такое понятие, как искусство без границ?
— Так или иначе границы существуют всегда, ведь мы живём в реальном мире и обществе, которые диктуют определённые правила. А профессия дизайнера социальная, она направлена на то, чтобы помогать людям создавать удобство и эстетику. И здесь есть чёткие рамки.

Могут ли помешать успеху проекта какие-либо пожелания заказчика? Для вас существуют табу, нарушить которые нельзя, даже если они обусловлены художественной необходимостью?
— Мы же все разные люди и не можем видеть мир одинаково. Дизайнер ведь работает на заказ, и случается, что вкусы с клиентом не совпадают в сочетаниях, оттенках, стилистике. Но я всегда берусь за очень сложные задачи, мне, наоборот, интереснее работать с неординарными запросами, где я бы в процессе работы смог ещё чему-то научиться. Я стараюсь предложить разные варианты, чтобы человек мог их сравнить и определиться, но при этом я никогда не буду намекать или подчёркивать, где именно мы расходимся во мнении.

IMG 2225

В вашей практике бывали жаркие споры? Приходилось ли доказывать, что лучше сделать так, а не иначе?
— В моей профессии нужно быть тонким психологом. Лучше, чем сам я, обо мне говорят мои работы. Да, они разные и абсолютно не похожи друг на друга. Но зато заказчик сразу понимает, какой у меня потенциал и что я могу. И когда он это осознаёт, он также загорается моими идеями. Уже на первой встрече становится понятно, как я вижу пространство. Тогда я обращаю мысли в слова, слежу за реакцией, и, если мои мысли отзываются положительными эмоциями, я сразу понимаю, что иду в нужном направлении. А потом остаётся превратить это в эскиз на бумаге. Как правило, правки случаются очень редко и что-либо доказывать тоже не приходится.

IMG 2221

Влияет ли ваш творческий темперамент на стиль управления компанией? Легко ли вам переключаться в течение дня с одной роли на другую или это вовсе не обязательно?
— Во-первых, скажу о том, что команда всегда должна идти за своим руководителем, а в нашей профессии уж тем более, когда ты её идейный вдохновитель. Но я всё-таки творческий человек, для меня куда важнее реализация своего креативного потенциала.
Поэтому административные функции выполняют те, кто талантлив именно в этой работе. Как руководитель я ставлю задачи и творческие, и экономические, а процессинг осуществляется ответственными за это людьми, которым я делегирую полномочия. Поэтому мне легко. Две профессии, конечно, можно совмещать, тем не менее нужно устояться на каком-то одном месте и быть там первым.

IMG 2223

Какими качествами должен обладать человек, чтобы вам было с ним комфортно общаться или работать в одной команде?
— Я искренне полагаю, что любые человеческие отношения, в том числе и взаимоотношения коллег, выстроены на двух основах уважении и доверии. Если люди умеет доверять и уважать друг друга, тогда всё получится. А если хоть одна из частей выпадает, то, к сожалению, всё.

IMG 2217

А как насчёт творческой интуиции, она существует? Возможно ли заранее предугадать, что станет классикой, а что быстро исчезнет из поля зрения? 
— У меня интуиция развита очень высоко. Я часто говорю: мне так видится, мне так кажется, я так предполагаю. И убеждаюсь со временем, что был прав. Но я не пророк или ясновидящий, нет, я объясняю это тем, что всё в мире циклично.
Всегда советую молодым ребятам: изучайте историю искусств, смотрите внимательно на прошлое страны, в которой и для которой вы творите, — тогда вы начнёте понимать, что будет модно. Почему? Потому что определённые события влекут за собой другие, но всё повторяется. И если разобрать по молекулам, что было, то можно будет понять, что на определенном временном отрезке станет популярным. У меня же это происходит интуитивно.

IMG 2224

А если бы о дизайне и правда никто раньше не знал, как мы представляли вначале диалога, вы бы согласились стать первооткрывателем, стоять у истоков? Несколько фантастическая ситуация, но всё же…
— Кстати, нет, не фантастическая, а вполне себе из жизни. Потому что для меня, во всяком случае, важнейшая задача — это создавать такой дизайн, которого ещё не было. У каждого в голове свой космос, своё видение, и тем аутентичнее и интереснее дизайнер, когда он не плагиатит, а является новатором. Пусть даже это что-то известное, но если оно подано так, как это видит художник, тогда, собственно говоря, и приходится быть первооткрывателем. К слову, не всеми это бывает принято, тем более в искусстве.

IMG 2229

Критика с опытом воспринимается как что-то вполне естественное?
— Мне интересна любая позиция. Знаете, есть положительная реакция, есть отрицательная, а есть ноль. Самое плохое, когда ноль, когда реакции нет вообще. А если эмоция есть, любая, это всегда лучше, чем не вызывать абсолютно ничего.
Но всё-таки, я человек, которому приятно нравиться, и я стараюсь выполнять свою работу так, чтобы она нравилась людям.


1ц1

 ▶ Если кино, то … историческое. Я люблю красивые фильмы.
 ▶ Любимый напиток … апероль-шприц.
 ▶ Книга-подсказка в любой ситуации … М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
 ▶ Если город, то, место силы … однозначно Париж.
 ▶ Вдохновляющее направление в искусстве … поп-арт.


Пространство и время – многогранные категории из области мысли и понимания жизни, но вместе с тем настолько привычные и естественные, что мы даже не задумываемся об их существовании. Именно с такими глубинными закономерностями я сталкиваюсь каждый день в своей работе, создавая всегда разные по содержанию и непохожие друг на друга интерьеры. Как портретист работает над образом героя, чтобы показать его настоящим и как будто на мгновение взглянувшим на вас, так и дизайнер соединяет все линии истории о заказчике в единую концепцию, где каждая деталь раскрывает замысел и отражает настроение и характер человека.

С искренними пожеланиями вдохновения,
Александр Осипов
дизайнер и архитектор, основатель дизайн-студии Alexanders


Наталия Хуторцова
Стилист
Никита Бравов
Фотограф


imgonline com ua Shape T7vgpVHUFCOHl 3

Вам также может понравиться

Звездные гости Персоны
«Фарфоровая жизнь» Евгении Крюковой
«Талантливый человек талантлив во всем». Это выражение очень точно подходит для нашей гостьи актрисы театра и кино […]
Подробнее
Персоны
Анастасия Букатарь
Анастасия Букатарь — дизайнер, основатель студии дизайна интерьеров GO PROJECT и художник рассказала редакции DOM&Интерьер о своем […]
Подробнее
Звездные гости Культура Персоны Стиль и красота
Валентин Юдашкин: свобода творчества художника
Известный российский кутюрье, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный художник России. Его модели хранятся в Музее костюма […]
Подробнее
Персоны Ремонт
Ростислав Маневский
Редактор международного журнала DOM&Интерьер Ирина Заяц пообщалась с Ростиславом Маневским и узнала ответы на самые важные вопросы […]
Подробнее
Архитектура & Интерьер Квартиры Персоны
Парадная классика
Квартира идеально отражает внутренний мир хозяев. Задача дизайнера состоит в том, чтобы деликатно подчеркнуть связующие нити и […]
Подробнее
Мебель Персоны
Через тернии к свету
Салон освещения и мебели Delight в Artplay похож одновременно на Зазеркалье и на современную версию Хогвартса. В […]
Подробнее

Свежие записи

Звездные гости Персоны
«Фарфоровая жизнь» Евгении Крюковой
«Талантливый человек талантлив во всем». Это выражение очень точно подходит для нашей гостьи актрисы театра и кино […]
Подробнее
Персоны
Анастасия Букатарь
Анастасия Букатарь — дизайнер, основатель студии дизайна интерьеров GO PROJECT и художник рассказала редакции DOM&Интерьер о своем […]
Подробнее
Звездные гости Культура Персоны Стиль и красота
Валентин Юдашкин: свобода творчества художника
Известный российский кутюрье, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный художник России. Его модели хранятся в Музее костюма […]
Подробнее
Персоны Ремонт
Ростислав Маневский
Редактор международного журнала DOM&Интерьер Ирина Заяц пообщалась с Ростиславом Маневским и узнала ответы на самые важные вопросы […]
Подробнее
Архитектура & Интерьер Квартиры Персоны
Парадная классика
Квартира идеально отражает внутренний мир хозяев. Задача дизайнера состоит в том, чтобы деликатно подчеркнуть связующие нити и […]
Подробнее
Мебель Персоны
Через тернии к свету
Салон освещения и мебели Delight в Artplay похож одновременно на Зазеркалье и на современную версию Хогвартса. В […]
Подробнее