28 октября 2022 года в Государственном историческом музее откроется выставка, рассказывающая о древнем и средневековом прошлом Приуралья, Сибири и Дальнего Востока «Сны Сибири». Проект, организованный Фондом развития науки и культуры «Таволга», приурочен к 130-летию крупнейшей железной дороги в мире – Транссибирской магистрали, ставшей главной артерией, которая соединила дальние уголки России с ее европейской частью.  

 

10 Олег Комаров бубны триптих Кедрокорни

Впервые в России откроется иммерсивная выставка, которая объединит археологию, современное искусство и передовые экспозиционные технологии, чтобы представить яркую картину древней истории и многообразие культуры регионов, расположенных по пути следования Транссиба – магистрали, строительство которой завершилось в рекордно короткие для рубежа XIX-XX веков сроки.

«Строительство Транссибирской магистрали, соединившей европейскую часть страны с восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами, стало поистине историческим событием для России. Именно поэтому мы с радостью согласились принять участие в проекте “Сны Сибири”», – отмечает директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

На выставке посетители смогут увидеть интересные находки, обнаруженные на территориях, через которые пролегает Великий Сибирский путь, как еще называют Транссибирскую магистраль. В экспозиции будут представлены артефакты неолита, зооморфные образы железного века и удивительные композиции, относящиеся к пермскому звериному стилю. Особый интерес вызывают копии тысячелетних каменных стел, выполненные в натуральную величину на основе специально построенной трехмерной модели. 

Экспозиция будет оснащена тактильными моделями, этикетками со шрифтом Брайля и многим другим, что поможет посетителям выставки, в том числе с инвалидностью, глубже погрузиться в исторический и культурный контекст.

«Выставка “Сны Сибири” познакомит с загадочной историей и культурой регионов России, расположенных по пути следования Транссиба, – рассказывает директор Фонда развития науки и культуры «Таволга» Марина Бондарева. – В рамках проекта будут представлены артефакты из музеев Приуралья и Сибири, использованы сюжеты петроглифов, созданы модели тысячелетних стел. Погрузиться в тему помогут и тактильные экспонаты, дополненные звуковыми и визуальными эффектами, что впечатлит не только взрослых, но и детей». 

Коллекции на выставку предоставили Государственный исторический музей, Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова, Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина, а также Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук.

11 Даши Намдкаков Царица

Оформление залов выставки напомнит о разнообразии природы Сибири и Дальнего Востока. Посетители смогут совершить путешествие сквозь «лес», «горы» и «степи», наполненные архитектурными и скульптурными формами. Сибирь, в представлении многих – таинственная, необъятная и суровая земля, которая, тем не менее, столетиями влечет к себе людей, отдавая им свое богатство и наполняя жизнь особым смыслом. Может потому, работая над символом выставки, художник проекта Петр Бирюков создал притягательный и одновременно загадочный женский образ – аллегорию Сибири.

Кроме древних артефактов будут экспонироваться и произведения современных художников, проживающих в разных городах Сибири и переосмысляющих ее культуру. 

«В одном и залов планируется демонстрация работ современных художников, которые в своей практике обращаются к археологическому наследию Сибири, – комментирует искусствовед, консультант выставки Кирилл Светляков. – Это не только использование некоторых образов или элементов стилевого языка, но также поиски культурной идентичности в условиях постмодерна. Так древние памятники из первых залов вступают в диалог с образцами неоархаики».

На выставке можно будет увидеть скульптуры Даши Намдакова, в которых отчетливо просматриваются мотивы искусства коренных народов Восточной Сибири; эмали из серии «12 шаманов» Сергея Ануфриева; панно Олега Комарова, выполненные из бересты, кожи и дерева; работы камнереза Александра Баранмаа; керамику Татьяны Ерошенко, а также бронзовые, каменные и нефритовые скульптуры Зандана Дугарова.

В рамках выставки в музее планируется обширная лекционная программа для детей и взрослых. Пройдет серия artist и public talks с известными учеными, которые расскажут о многообразии культурных и исторических традиций народов Сибири. В экскурсионную программу войдут специальные экскурсии для слабослышащих на русском жестовом языке.


О ХУДОЖНИКАХ

  • ОЛЕГ КОМАРОВ

Родился в 1953 г. в Прокопьевске. Окончил художественно-графическое отделение Омского педагогического института, мастерская А. А. Либерова (1981). Позднее проходил обучение в Москве, в мастерской живописи А. М. Дубинчика (1991). Участник многих российских и международных выставок. Живет и работает в Прокопьевске.10 Олег Комаров бубны триптих Кедрокорни Олег Комаров часто использует в своих работах объекты, найденные в природе, а в качестве основы выбирает формы шаманских бубнов. Еще одной основой в его репертуаре служат рамки наподобие тех, что когда-то использовались для растягивания шкур. Работы Комарова выпадают из традиционных конвенций картины, скульптуры или декоративного искусства, чаще всего это пластические рельефы, которые могут быть опознаны как ритуальные предметы или даже музыкальные инструменты. Использование разнообразных корней, напоминающих человеческие фигуры, позволяет художнику уйти от классического антропоморфизма и включить ту или иную фигуру в более сложный ассоциативный ряд.

  • СЕРГЕЙ АНУФРИЕВ

Родился в 1960 г. в Томске. Окончил художественный факультет Красноярского государственного института искусств, кафедра керамики, преподаватели Ю. П. Ишханов, А. Я. Мигас (1983). Участник Международных симпозиумов по декоративной скульптуре, керамике, стеклу и эмали в России, Латвии, Германии, США. Персональные выставки Сергея Ануфриева состоялись в России (Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Новосибирск) и за рубежом, в городах Финикс (Аризона, США), Хелена (Монтана, США), Вичита (Канзас, США). Живет и работает в Красноярске. Сергей Ануфриев давно изучает древнее и традиционное искусство сибирских народов, славян и древних мировых цивилизаций. При этом он никогда не прибегает к подражанию или прямому цитированию исходного материала.
Художник ориентируется не на внешние признаки артефакта, а на глубинное пониманием внутренней логики его формообразования.
13 1 Сергей Ануфриев ШаманСергей Ануфриев способен видеть художественные образы в самых неожиданных природных и рукотворных явлениях и объектах. Практически любой объект окружающего мира может вызвать у художника смысловые ассоциации и быть преобразован в явление искусства. Особое значение в искусстве Сергея Ануфриева имеют темы солнца и маски. Маски, как атрибут практически всех древних культов, сохраняя связь с архетипическими прообразами, приобретают в творчестве Ануфриева исключительно современное звучание. За таким пристальным вниманием к теме масок можно увидеть стремление современного человека разобраться в человеческой природе, включая и свою собственную, за многочисленными масками социальных и профессиональных функций, статусов и иерархических отношений увидеть сущность, «найти человека», как когда-то пытался сделать великий Диоген. В 2000-е годы в творчестве художника происходит несколько взаимосвязанных процессов. С одной стороны, он все более тяготеет к лаконичности и даже минимализму применяемых выразительных средств, среди которых преобладают простые и четкие геометрические формы, чаще всего используется мотив круга как некоей идеальной формы, ассоциирующейся с совершенством, цикличностью природных ритмов и образом солнца («Шесть солнц», «Маска», «Солнечная маска», «Солярная композиция», «Две вершины», «Солнечный камень», «Солнечная композиция»). С другой стороны, он много работает с металлом, создавая с помощью сварочного аппарата объекты с ритмически организованными сквозными отверстиями («Маска шамана», «Старое солнце»), деревом (цельный кусок древесины в «Одинокой стреле», ажурная объемная конструкция из лозы в серии «Черные маски»), практикует их сочетания, применяет полимерные материалы («Катящееся солнце»), активно пользуется цифровыми технологиями и методом фотопечати («Автопортрет», «Цветок»). В целом можно отметить возрастающее стремление к синтезу самых разнообразных художественных средств и видов искусства.

  • ТАТЬЯНА ЕРОШЕНКО

Родилась в 1975 г. в Усть-Куте. Окончила Красноярский государственный художественный институт по специальности «Художественная керамика» (2001). На последних курсах обучалась в мастерской монументальной керамики под руководством А. Я. Мигаса. Организатор и участник Художественного симпозиума по керамике на Байкале «Байкал-КераМистика». Живёт и работает в Иркутске.
В работе «Космос кочевника» Татьяна Ерошенко отталкивалась от знаков-символов эпохи бронзы, когда люди на разных предметах изображали так называемые солярные знаки, символизирующие и обозначающие движение звезд, планет и светил. Поскольку человек эпохи бронзы зависел от сил природы, от стихий, от солнца, эти знаки являлись также талисманом и оберегом. Крупные блюда серии «Космос кочевника «технологически выполнены на гипсовых формах из цветных масс».
14 1 Татьяна Ерошенко блюдо серии Космос кочевникаТак как 12 лет назад, когда создавалась эта работа, в России еще не продавались в свободном доступе массы разных производителей, работы выполнялась из местных глин, которые не очень пластичны, но в данном случае трещины работают на образ и отсылают к артефактам давно ушедшей эпохи. Художественной задачей в работе «Безмолвие» было создать скульптуру, отражающую состояние покоя, тишины и в тоже время хрупкости природы. Керамические формы имитируют природные камни, которые разрушаются тысячелетиями, но в данном случае они стоят друг на друге неустойчиво, а маленькая чайка на вершине пирамиды — это символ мгновения. Работа выполнена в технике восстановительного обжига (или редукции) и разных способах раку-обжига. Работа «Стражи» вдохновлена побережьем острова Ольхон на Байкале. Многие прибрежные скалы Ольхона напоминают образы людей. Они нависают над водой, словно вечные суровые стражники. При круговом обходе в одной скульптуре можно увидеть шесть ликов. Именно поэтому работа называется «Стражи». Работа состоит из трех частей. Художник стремилась воспроизвести эффекты разных скальных пород, как это бывает в природе, когда более мягкие породы выветриваются, а более твердые приобретают рельеф. Для этого в более высокотемпературную и светлую глину инкрустирована низкотемпературная и красножгущающая масса, чтобы при более высокой для инкрустированной глины температуре обжига, она начала закипать и фактурно проявляться поверх основной массы. Также при обжиге была создана восстановительная среда, благодаря которой цвет скульптуры стал более холодным, приближенным к цвету скал.

  • АЛЕКСАНДР БАРАНМАА

Родился в 1966 г. в с. Самагалтай Тес-Хемского района Тувинской АССР. Учился в селе Эрзин в кружке «Чонар-Даш» под руководством лауреата Государственной премии имени И.Е. Репина Бригад Санчыевича Дупчура, позже в Эрзинской ДМШ на художественном отделении у преподавателя Алексея Доржуевича Седипкова и Анатолия Ивановича Дондупа В 1995 г. окончил Красноярский государственный художественный институт, факультет «Скульптуры». Участник многих российских и зарубежных выставок. Живёт и работает в Кызыле. Учился в мастерской у народного художника Юрия Павловича Ишханова.9 Александр Баранмаа Человек птица Образ табунщика — одна из любимых тем в искусстве Александра Баранмаа. Тувинцы испокон веков были кочевниками-скотоводами, сохранили они эти навыки и в наши дни. Композиция «Думы табунщика» лаконична. Закрытые глаза, сморщенный лоб, линии которого соединены с бровями, передают высокую концентрацию и сосредоточенность. Слегка приоткрытые губы символизируют состояние произношения слов или пения для самого себя. Передается состояние медитации. Четко обрисованы контуры шапки спереди, чуть выше имеется изображение конской головы с уздечкой. Думы табунщика непосредственно связаны с заботой о разведении скакунов, являющихся смыслом всей жизни. С другой стороны фигуры представлены контуры традиционной шапки и длинной косы. На подставке имеются изображения всадников и коней, схожих с наскальными рисунками, которые имеются в большом количестве на территории Тувы. Способ обработки камня отсылает к средневековым каменным изваяниям «кижи-кожээ» — («каменные изваяния», тув.), которые до настоящего времени сохранились на территории республики. Для достижения нужного композиционного замысла художником были опробованы разные материалы. Изначально работа была выполнена в тонированном гипсе под камень, затем были сделаны варианты в бронзе и в искусственном красном граните. Последний вариант сделан из речного песчаника в стиле, имитирующем древние каменные изваяния.
Тема шаманизма — одна из важных программных тем для Александра Баранмаа. Композицию «Шаман» он разрабатывал в годы стажировки в Российской академии художеств в Красноярске (2005–2008). Первый вариант выполнен из тувинского серпентинита (высота — 53 см) в 2005 году. Эта работа была куплена для постоянной экспозиции Санкт-Петербургского музея истории религий. Второй вариант «Шамана» сделан из черного гранита в 2008 году и находится в фондах Академии художеств. В композицию включены основные атрибуты шамана: бубен, шапка с ленточками (закрывающими лицо), зеркало на груди — «кузунгу» (шаманское зеркало, тув.), змеи-ленточки на халате (спутники подземных сил). На выставке «Сны Сибири» представлен третий вариант. Он отлит из искусственного гранита по форме второго «Шамана». Искусственный гранит — это смесь раздробленного гранита с полиэфирной смолой. С темой шаманизма также связаны фигуры «Человек-Птица» (чугунная отливка) и «Человек-Птица» (искусственный серпентинит). Первоначальный вариант скульптуры был сделан в красном граните без предварительной разработки, ныне — в частной коллекции. Этот вариант был скопирован и отлит из искусственного серпентинита. После творческой командировки на чугунолитейный завод в город Касли автором был разработан новый вариант для литья из чугуна — «Человек-Птица» (чугунный вариант), где металл дает новую техническую возможность, придает легкость композиции. В гранитном варианте композиции такой легкости достигнуть не удалось.

  • ЗАНГАН ДУГАРОВ

Родился в 1965 г. в Улан-Удэ. Закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной в мастерских А. Г. Дема и П. И. Пуком (1990). Работал над реставрацией Цугольского дацана в с. Цугол, Читинской области (1992) и Агинского дацана в п. Агинское (2002).
12 1 Зандан Дугаров Лось и медведьУчастник республиканских, зональных, российских и международных выставок. Председатель регионального общественного фонда возрождения старобурятского искусства «Буряад зураг» (2002). Живёт и работает в Улан-Удэ. В репертуаре Зандана Дугарова — тотемы и легендарные прародители народов Бурятии. Гоа-Марал или «прекрасная лань» — прародительница монголов. Эхирит и Булагат — герои, от которых берут своё начало бурятские племена. Согласно одной из легенд оба они являются сыновьями Пёстрого Налима, по другой легенде Эхирит рожден от Сивого пороза (быка), а Булагат — от Пёстрого Налима и береговой расщелины озера Байкал. Некоторые из форм, созданных Дугаровым, напоминают кости, а словом «кость» — якан — булагаты и эхириты называют племя.

  • ДАШИ НАМДАКОВ

Родился в 1967 г. в с. Укурик Читинской области. Закончил Красноярский художественный институт в мастерских Л. Г. Головницкого, Ю. П. Ишханова, А. Х. Боярлина и Э. И. Пахомова (1992). Персональные выставки Даши Намдакова прошли в Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, музеях КНР и в других музеях и галереях мира. Живет и работает в Москве, Бурятии и Забайкальском крае.
В работе «Воспоминание о будущем», художник представил образ старого шамана. Традиционной одеждой сибирского шамана является особый плащ с нашитыми на него атрибутами в виде колокольчиков, бронзовых зеркал, ракушек каури, а головным убором — маска или шапка в виде головы зверя, птицы или, как в данном случае, двух черепов гигантских лосей с рогами, испещренными древними орнаментами. Воспоминания о давно ушедших эпохах, знание прошлого и будущего, как в зеркале, отражаются в лице-маске шамана, превращая его в аллегорическую фигуру бессмертия. Форма, название и содержание скульптуры Инь-Ян опираются на философию китайского даосизма, объясняющего мироустройство как единство мужского и женского начал, а также добра и зла, неба и земли, темного и светлого миров. Автор сочетает в скульптурном образе стилизованный череп рыси и морскую раковину, испещренную таинственными письменами.
11 Даши Намдкаков ЦарицаМалая скульптура «Лось» представляет могучего таёжного хозяина в необычном ракурсе — опустившим рога, настолько тяжелые и ветвистые, что заставляют животное низко наклонять голову. Рога испещрены символами, напоминающими петроглифы, древние рисунки, которые первобытные охотники оставляли в особо почитаемых местах. Сам лось ассоциировался с верховным космическим божеством, ему поклонялись не только как объекту охоты, дающему жизнь целым родам, но и как олицетворению самой природы, а часто и солнечного светила. Композиция скульптуры «Рождения гения» состоит из двух частей: неестественно вытянутого черепа и гипертрофированного чрева. Обозначенная пуповина говорит о связи с древним законом «рождения новой жизни». Важное место в искусстве Даши Намдакова занимает анималистический жанр. Именно здесь художник обнаруживает свое умение видеть характерное и особенное в живой природе. Скульптура «Царица» — гимн красоте материнства, и черная пантера ассоциируется с яростью матери, защищающей свое потомство. Движение гибкого тела грациозно, и в сильной мускулатуре, выпущенных когтях грозного зверя застыло предупреждение. Скульптура «Царская охота» — станковый авторский повтор монументальной композиции — части комплекса «Центр Азии», который был воздвигнут в столице Республики Тыва, в Кызыле, на набережной, неподалёку от слияния Большого и Малого Енисея. Автор создал композицию из двух всадников, сопровождаемых барсами, и воспроизвел мифологическую сцену соколиной охоты, активно используя отсылки к реальным древностям кочевников-скифов VII века до н. э. Перед нами прекрасная Царица-амазонка и Царь-герой с соколом. Они — номады Евразийских степей, где дом человека — это переносной шатер или юрта, а границы окружающего пространства — горы и небо над головой.


📍Государственный исторический музей: Площадь Революции, 2/3
28 октября 2022 – 30 января 2023 

Научный куратор: Николай Смирнов
Куратор части современного искусства: Кирилл Светляков
Главный художник выставки: Петр Бирюков
Генеральный партнер выставки: ОАО «РЖД»

Организатор: Фонд «Таволга»
Фонд «Таволга» был создан в 2018 году с целью поддержки научных, культурных и образовательных проектов. Фонд поддерживает проекты в области изучения и популяризации культурного наследия.  Принимает участие в междисциплинарных исследованиях: в развитии 3D-реконструкции, создании дополненной реальности, воздушно-лазерного сканирования объектов культурного наследия и др. Предоставляет возможности ученым для проведения исследований в разных странах.

Вам также может понравиться

Архитектура & Интерьер Дома Жилые комплексы Недвижимость Новости
Казнить нельзя помиловать: столичные дома затронет реконструкция
Сегодня историческому центру Москвы уделяется колоссальное внимание со стороны Правительства: многие улицы становятся пешеходными, происходит комплексное благоустройство […]
Подробнее
Новости Предметы интерьера
Секреты успеха от THAT’S LIVING
Компания That’s Living начала свою российскую историю после восьмилетнего опыта успешной работы в Катаре. Открывая двери многоэтажного […]
Подробнее
Новости
Lighting Icons: тонкости освещения
28 марта в 17:00 БЦ «Новинский» Роман Светличный — глава представительства европейских брендов Lighting Icons, агент фабрики […]
Подробнее
Недвижимость Новости Обзоры
Рекорды Рынка Недвижимости 2022
В начале лета были подведены итоги 13-ой ежегодной международной премии «Рекорды Рынка Недвижимости 2022», организатором которой является […]
Подробнее
Новости Предметы интерьера
Мир подарков
С 17 по 20 сентября 2019 года в Москве, на лучшей площадке страны в выставочном комплексе «Гостиный […]
Подробнее
Досуг и путешествия Культура
Крымский «почерк»
Крым – это волшебный край, и местные художники, наделенные тончайшим чутьем, впитали в себя эту крымскую благодать. […]
Подробнее

Свежие записи

Архитектура & Интерьер Дома Жилые комплексы Недвижимость Новости
Казнить нельзя помиловать: столичные дома затронет реконструкция
Сегодня историческому центру Москвы уделяется колоссальное внимание со стороны Правительства: многие улицы становятся пешеходными, происходит комплексное благоустройство […]
Подробнее
Новости Предметы интерьера
Секреты успеха от THAT’S LIVING
Компания That’s Living начала свою российскую историю после восьмилетнего опыта успешной работы в Катаре. Открывая двери многоэтажного […]
Подробнее
Новости
Lighting Icons: тонкости освещения
28 марта в 17:00 БЦ «Новинский» Роман Светличный — глава представительства европейских брендов Lighting Icons, агент фабрики […]
Подробнее
Недвижимость Новости Обзоры
Рекорды Рынка Недвижимости 2022
В начале лета были подведены итоги 13-ой ежегодной международной премии «Рекорды Рынка Недвижимости 2022», организатором которой является […]
Подробнее
Новости Предметы интерьера
Мир подарков
С 17 по 20 сентября 2019 года в Москве, на лучшей площадке страны в выставочном комплексе «Гостиный […]
Подробнее
Досуг и путешествия Культура
Крымский «почерк»
Крым – это волшебный край, и местные художники, наделенные тончайшим чутьем, впитали в себя эту крымскую благодать. […]
Подробнее