В этом году на Венецианском биеннале играют с пространством.
Великобритания. «Пустота» пространства – в стране чудес для воображения
«Свободное пространство» – тема, предложенная ирландскими архитекторами Ивонн Фаррелл и Шелли МакНамара для XVI Венецианского архитектурного биеннале, актуальна для художников всех поколений и стилей. Свободное пространство организуется бесконечное количество раз.
Система координат и вектор направления неизменно определяются национальным характером, политической и социальной ориентацией, а также естественным желанием каждого художника вовлечь зрителя в игру. В этом году на Венецианском Биеннале играют с пространством.
Павильон Великобритании представлен проектом «Остров». Оставив залы пустыми, организаторы предложили их в качестве площадок для различных мероприятий. В тишине свободных от предметов мебели и декора залов ощущаются вибрации прошлых многочисленных национальных экспозиций.
Кураторы павильона черпали вдохновение из шекспировской «Бури»: сказочный остров, одновременно манящий и пугающий волшебством свободного пространства и изолированностью от реального мира.
Совсем как Великобритания после Brexit. Англичане остались верными себе – тонко, без категоричных высказываний, сказочно и в меру.
Скандинавские страны. Природное vs архитектурное пространство
После просмотра павильона Норвегии, Финляндии и Швеции в очередной раз убеждаешься, что отправной точкой для скандинавского мироощущения является природа.
Ее законы выстраивают социум, ее система координат формирует жизненное пространство человека и создает архитектурные тренды, направленные прежде всего на бережное использование природных ресурсов: света, воздуха, одним словом, – пространства.
Четыре дышащих шара (они то наполняются воздухом, то немного сдуваются), наполненные мягким светом, являются единственным крупным предметом интерьера павильона, практически лишенного стен, да по сути и потолка, который не препятствует росту трех больших деревьев в середине павильона.
Пожалуй, самый гармоничный природе павильон, в котором пространство осознается адаптированным для человека местом в окружающей среде.
Квартирные вопросы Швейцарии и Нидерландов
За интерьер пустых комнат огромной квартиры с пластиковыми окнами и ламинированными полами, представленный четырьмя студентами из студии Svizzera 240 House Tour, Швейцария получила главную премию Венецианской архитектурной биеннале – «Золотого льва».
Проходя сквозь одинаковые по оформлению и отсутствию мебели комнаты, чувствуешь себя квартиросъемщиком, который подыскивает вариант под свои размеры.
До некоторых ручек шкафов не достать – они расположены слишком высоко, а чтобы пройти через некоторые дверные проемы, надо придется наклониться – масштаб определяет пространство, становясь при этом главным объектом интерьера и игры с посетителями.
Если в швейцарском павильоне субъект (посетитель) подстраивается под обстоятельства (интерьер), то павильон Нидерландов переворачивает полюса. Одна из надписей сообщает: “You are being scanned. And your measurements, right now, might be building a datascape, yet another factory”. A new city” – «Вас сканируют.
Под ваши размеры будет создан новый масштаб пространства. Новый город». Цифровое моделирование пространства, созданное под конкретного человека – вершина гуманизма с точки зрения архитектуры.
Ценности архитектуры и дизайна цифрового будущего основаны на ценностях толерантности, свободы творчества и мире. В многочисленных шкафчиках голландской квартиры прячутся работы художников, режиссеров и музыкантов; изучать их и наслаждаться можно бесконечно.
Одна из комнат голландской квартиры является репликой политического перформанса Джона Леннона и Йоко Оно — «Bed-In for Peace» 1969 года, когда знаменитая пара в течение недели жила в номере отеля Hilton в Амстердаме.
Станция Россия. Широта и глубина национального характера
Двухэтажный российский павильон похож на айсберг, чье основание, скрытое глубиной, способно рассказать совсем другую историю, нежели доступная взгляду верхушка.
На первом этаже – информативно, наглядно и красиво представлены прошлые, настоящие и будущие проекты российских вокзалов и сетки железнодорожных дорог. Семен Михайловский, комиссар российского павильона, признается в любви к неотъемлемой части не только российской действительности, но и национального характера.
Железная дорога в России – больше, чем средство передвижение. Это люди и истории, это – наше свободное пространство. Спустившись на первый этаж, попадаешь в обычную камеру хранения, существующую вне времени. Некоторые из ячеек открыты.
Тусклым светом освещены таблички с историями знаменитых людей, которые когда-то путешествовали по железной дороге. Дэвид Боуи, Николай II, Лев Толстой…Иногда свет выхватывает в ячейке старый предмет, а иногда – пустоту. И это тоже игра!
«Мне часто задают вопрос: как в Российском павильоне раскрывается тема «свободного пространства»? – комментирует Ив Барлоу, менеджер павильона. – Сначала посетители больше стремятся воспринять концептуально экспозицию, им важно понять, как русские раскрыли тему.
Постепенно их вовлекает игра с объектами. Они открывают и закрывают камеры хранения. Иногда спешат сообщить, что из пустой камеры украли экспонат, а иногда – оставляют свои вещи. Камеры хранения – это свободное или общее пространство, которое на время становится личным. Может, в этом и есть задумка?».
Экспозиция завершается небольшой комнатой без окон, оформленной в виде купе. На одной стене – схема знаменитого маршрута Москва – Владивосток, на другой – окно, в котором проносятся бесконечные пейзажи – кадры фильма «Семь дней за семь минут» Даниила Зинченко, проехавшего от Москвы до Владивостока.