Невозможно отрицать, что сегодня Советский интерьер крепче прочих стилеобразующих идей связан с историческим наследием нашей страны.
Что такое советская эстетика в интерьере?
Поэтому помимо югославских мебельных фасадов и отечественных ковров в типовой «сталинке» на ум приходят и позывные радио «Маяк» с трансляцией подписания договора о дружбе, союзе и взаимопомощи между сссР и кНР 50-х годов, и кофе в жестяной банке, и накрахмаленные занавески, и белый глянец холодильника Rosenlew.
Который, кстати, был не у всех и являлся атрибутом домов, где, скорее всего, также присутствовала импортная аудио- и видеоаппаратура, а может, и пианино, фарфор и хрусталь…
Обладателями подобных комплектаций были работники главков, ученые, инженеры, спортсмены, поэты и прочие представители советской элиты.
В целом московское частное жилье середины 50-х годов делилось на рабочие общежития, апартаменты в «номенклатурных» сталинских высотках и стандартные двухкомнатные квартиры площадью от 32 кв. м в панельных домах.
Основным стилевым резидентом, в большей или меньшей степени использующемся как в частных, так и в общественных интерьерах, был сталинский ампир.
Его неравномерное распределение (от одной изящной лампы в коммунальной квартире до фешенебельных интерьеров в советских гостиницах) приводило порой к тому, что премированные колхозницы спали прямо на мраморных полах на чемоданах, боясь прикоснуться к излишней роскоши.
А роскошь в СССР была настоящей, монументальной и, насколько необходимо, сдержанной. Об этом свидетельствуют, по сей день сохранившиеся, интерьеры гостиницы «Ленинградская» (ныне под управлением Hilton) рядом с комсомольской площадью.
Перестраиваться под новый стиль она стала в апреле 2006 года, но все же «Ленинградская» считалась памятником истории и культуры регионального значения, поэтому все четыре фасада здания, общественные зоны двух первых этажей, номера «люкс» с первого по шестой этаж и помещения 21-го этажа сохранились в первозданном виде, что по сей день сохранило «сталинский дух» в стенах памятника, созданного архитекторами Леонидом Поляковым и Александром Борецким.
А за это золотое великолепие, чрезмерную роскошь карнизов и художественных панелей архитектору Полякову пришлось ответить изгнанием из «Моспроекта» и собственной квартиры.
Первый секретарь Московского горкома партии Екатерина Фурцева не оценила масштаб мысли и столь яркую передачу русского духа автором.
Гостиница «Украина», или Radisson Royal Hotel, располагает, помимо классического мраморного великолепия интерьеров, еще и диорамой Москвы, находящейся в свободном доступе.
Архитекторы: Аркадий Мордвинов и Вячеслав Олтаржевский. Кроме общественной площади в здании есть, так сказать, и частный сектор – здесь проживают вовремя приватизировавшие жилье собственники квартир.
Скоростные лифты, высокие потолки, огромные встроенные шкафы, мусоропроводы привлекали и новых покупателей уже в наши 90-е годы, пока не появилось новое жилье со свободной планировкой и подземной парковкой.
Вазы «Гжель» из Китая сохранились еще с 1950-х годов и ритмом устлали стену в помещении бывшего ресторана.
В доме на Котельнической набережной авторства советских архитекторов Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского, кроме прочих звезд советского периода, проживала балерина Галина Уланова.
Спальня хозяйки: скромный набор из небольшой кровати (рост Улановой был около 160 см), прикроватной тумбы и тканного торшера над ними, резного шкафа, секретера и туалетного столика с парой выразительнейших кресел выступает в теплой бежевой гамме с деталями из лакированного дерева.
Сталинский ампир популярен среди московских семей-старожилов до сих пор. В проекте архитектора Киры Шелмановой и дизайнера Маргариты Медведковой, реализованном в 2015 году на юго-востоке Москвы в одной из описываемых высоток, стиль передан на 100%.
Добавляем к мастерству авторов современные качественные материалы отделки: дерево, мрамор в благородных фактурах и натуральных оттенках – и получаем идеальное место жительства для консервативного человека средних лет с хорошим вкусом.
Единственное, что не стали трогать, потолок высотой 3,2 метра. Это достоинство квартиры подчеркнули белым классическим цветом и простыми лепными молдингами.
Исключением стали кухня-столовая, где потолок все же принял двухуровневую форму для сложного сценария освещения и коммуникаций, и ванная, где использовали натяжной потолок во избежание протечек.
Большая часть мебели, что вторит идее стиля, была использована по принципу импортозамещения. Для того чтобы поймать очарование советского времени, мало читать уже ставшие архивными догматы – строительные каноны или заметки в старых журналах.
Более полно понять советского человека можно только через самое непосредственное искусство.
В 1970 году советский художник, живописец Геворк Вартанович Котьянц пишет свою картину «Зеленый натюрморт» и много других, через которые проглядывается сердцевина советского стиля и образа жизни: незатейливость и простота быта, безоговорочное стремление к идеалам. Каким? Другой вопрос.
Текст: Мария Савостьянова