Франсуа Легри (FranÇois le Grix), Французский архитектор, офицер Ордена Искусств и литературы Франции и кавалер Ордена Почетного Легиона. в 1977-м основал собственное бюро архитектуры и дизайна François leGrix Décoration, на чьем счету более400 проектов, реализованных по всему миру.
Один из самых известных и титулованных французских архитекторов современности рассказал журналу «Дом&Интерьер» о начале своего творческого пути, о преемственности в профессии и о том, что же такое подлинный французский дизайн.
Господин Легри, ваше архитектурное бюро François le Grix Décoration на сегодняшний день располагает бесконечным количеством реализованных проектов по всему миру, расскажите, с чего начинался ваш карьерный путь? Вы всегда знали, что будете заниматься архитектурой и дизайном?
Я вырос в творческой среде, поскольку моя мать была художницей, а отец торговал предметами искусства и был специалистом по старинной и современной живописи. Я быстро проникся интересом к архитектуре и декоративно-прикладному искусству. Помню, что в детстве, когда мама давала мне в руки карандаши, я рисовал домики, а еще их интерьеры. Я жил напротив Лувра и проводил там послеобеденное время каждый четверг. Мне очень нравились работы такого художника, как Вюйар, особенно изображенные на его картинах интерьеры. Внутреннее убранство домов всегда привлекало меня, поскольку позволяло путешествовать сквозь эпохи и мечтать: это была моя личная машина времени. После некоторых колебаний между фотографией и дизайном я решил пройти обучение в Школе Лувра, а затем устроился на работу в престижное бюро интерьерной архитектуры и дизайна Jansen. Это место с легендарным прошлым, поскольку именно они занимались оформлением Белого дома для президента Кеннеди, королевского дворца в Бельгии для короля Альберта І, яхты Christina для господина Онассиса. Я работал там на протяжении 10 лет. Получал знания, развивал чутье и вкус к совершенствованию, красоте и благородным материалам. Принимал участие в проектах на заказ, которые иногда граничили с излишеством. Так, я помогал в подготовке празднеств в Персеполе, организованных шахом Ирана в 1971 году по случаю 2500-летия Персидского государства, и других проектов по созданию интерьерной архитектуры на всех континентах. В 1973 году я решил действовать в одиночку и открыл собственное бюро. Помню свой первый проект: уникальные апартаменты площадью 600 кв. м с видом на Париж и огромной террасой. Я дал волю воображению, сочетая стили и современные тенденции как в оформлении, так и в мебели, и в предметах интерьера.
Кто был вашим вдохновителем в этом смысле, на кого вы ориентировались в профессиональном плане? Кто для вас и по сей день остался подлинной величиной в архитектуре и дизайне?
Среди тех людей, которые вдохновляли меня, я могу назвать Шарля де Бестеги с его замком Груссе и дворцом Лабиа, Артуро Лопеза и Пьера Дельбе, который руководил бюро Jansen. Что касается моих коллег, я особо выделяю творчество Франсуа Катру и Жака Гранжа.
Вы много экспериментировали, прежде чем сформировался ваш личный архитектурный почерк? И как бы вы охарактеризовали сегодня свой фирменный стиль?
Я не искал собственный стиль — он складывался сам по себе в ходе моего обучения. Мне всегда нравился XVIII век, и в особенности стиль Людовика XVI, — своей строгостью и рафинированностью. Именно это привило мне вкус к исключительному и элегантному, но при этом простому оформлению. В его основе лежит классическая эстетика на французский манер, в которую я с удовольствием вплетаю современные формы, объемы и материалы — будь то в замках, частных поместьях или апартаментах, посольствах, отелях, офисах, музеях или других учреждениях. Это поиск баланса между уважением к наследию и стремлением к современности. Мой стиль можно определить так: сочетание роскоши и комфорта для оформления интерьеров как в классическом, так и в современном стиле. Я не люблю застывший стиль. Стили созданы для того, чтобы смешиваться, вплетаться друг в друга, перекликаться между собой. Даже вдохновляясь интерьерами XVII или XVIII века, мы не копируем их, как в музее, а стараемся вдохнуть душу в дома, учитывая при этом характеры их владельцев. Дом, апартаменты или даже отель — все должно создавать ощущение комфорта: это тихие гавани, где царят уют и спокойствие и где можно укрыться от окружающей нас суеты.
Французы – известные знатоки по части art de vivre, как вы полагаете, французский взгляд на дизайн отличается от прочих? И если-да, то чем именно?
Франция — одна из тех стран, где традиции декоративно-прикладного искусства особенно прочны. Под декоративно-прикладным искусством я понимаю ремесла, связанные с интерьерной архитектурой, такие как создание мебели и предметов обстановки, ковроткачество, пошив текстильных изделий, создание ювелирных украшений и керамических изделий, маркетри. Глобализация укрепила эту особенность. Французский стиль — наследник этой культурной традиции и ее невероятных достижений. Он смог развиться благодаря интеграции с другими архитектурными традициями и заимствованию у них. Это постоянный поиск элегантности и равновесия. Избавиться от чрезмерного уважения к ремесленным традициям, определить верные пропорции, подчеркнуть свойства материалов — вот что характеризует и отличает французский дизайн. Другое его преимущество: с середины XIX века он сумел успешно преодолеть противоречия между традициями и современностью. В нем используются различные техники декоративно-прикладного искусства, которые позволяют по-разному обрабатывать материалы и предметы, избегая застывших форм. В каждом из наших проектов мы поддерживаем эту традицию благодаря участию наших мастеров: краснодеревщиков, позолотчиков, художников, специалистов по изготовлению скобяных изделий, мраморщиков и вышивальщиков, которые внесли большой вклад в достижение наилучшего результата. Разработка многочисленных прототипов создателями мебели, тканей, материалов и т. д. позволила обеспечить качество продукции при серийном производстве, сохранив при этом ремесленный характер изделий.
В вашем бюро работает целая команда профессионалов, как создается видение будущего проекта? Расскажите подробнее об этапах работы над ним.
Все в нашем бюро питают особую любовь к «индивидуальному»: каждый элемент оформления прорисовывается отдельно, в деталях (от карнизов до наличников, от шпингалетов до дверных ручек), как и большая часть мебели. Мы часто берем на себя роль проект-менеджеров, то есть по заказу клиента ведем проект от и до, как говорится, под ключ: от строительства или реконструкции здания до дизайна чайной ложки. Таким образом, клиент общается только с одним исполнителем. Это гораздо удобнее для него и позволяет нам эффективнее управлять затратами и соблюдать ограничения бюджета.
Среди ваших клиентов целое созвездие именитых отельных брендов. Работа с гостиничными интерьерами сильно отличается от прочих проектов? В чем основное отличие?
На протяжении вот уже более 40 лет мы создаем резиденции, поместья, замки и апартаменты для частных VIP-клиентов из разных стран. Стремление к изысканности, которое мы приобрели, выполняя заказы для таких клиентов, позволяет нам на протяжении многих лет вносить свой вклад и в отельный бизнес. В частности, мы воплотили ряд проектов и решений, в которых утонченность, качество и элегантность сочетаются с самыми строгими нормативными и бюджетными требованиями. Этот подход стал возможен благодаря нашим знаниям и опыту, а также пониманию потребностей этой частной клиентуры, которая в наших глазах имеет общие черты с представителями гостиничного бизнеса. Этот опыт позволяет нам использовать четкий и отличный от других подход: сочетать четкое следование техническому заданию проекта в отельной сфере (нормы и требования, безопасность, управление затратами и пр.) с услугами по индивидуальному заказу. Это союз эстетики и функциональности с предельным вниманием к деталям. Таким образом, каждый из наших проектов в отельной сфере реализуется с применением того же подхода, что и для частных заказчиков, с соблюдением технических требований. Эксклюзивный персонализированный подход уберегает нас от стандартных решений, которые часто не учитывают специфику конкретного проекта.
Ваш сын Сириль пошел по вашим стопам и работает в вашей команде, как складываются ваши профессиональные отношения?
Наша совместная работа проходит максимально плодотворно: каждый из нас имеет собственное творческое видение и влияние, но мы свободно высказываем их в атмосфере взаимного доверия, и это — прекрасный источник вдохновения для каждого из наших проектов. Помня об этом, мы тесно взаимодействуем уже с начальных этапов проекта. С другой стороны, мы распределили географические зоны, в которых работаем. Сириль занимается развитием наших проектов в таких регионах, как Россия, Центральная Азия, а также Китай. Нас объединяет вкус к ремесленному творчеству и красивым вещам, которые создаются французскими мастерами. Мы, как никто другой, стремимся к совершенству и с гордостью поддерживаем те достижения, которые отличают Францию в области декоративно-прикладного искусства. И то, что отличает нас, наше поколение, — это замечательное стремление к поиску новых источников вдохновения. Профессии, связанные с созданием предметов роскоши, передаются из поколения в поколение и имеют одну общую черту: чтобы сделать себе имя, нужно прожить одно поколение. Для меня важно, что Сириль здесь и принимает участие в работе нашего бюро.
Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития интерьерного дизайна? Что ждет его в ближайшем будущем?
Дизайн переживает период расцвета на мировом уровне. Во многих развитых, а также некоторых развивающихся странах существует большой спрос на услуги по обустройству жилого пространства. Перспективы развития очень важны, и рынок весьма разнообразен: существует множество способов заниматься дизайном и отвечать этому спросу. Мы выбрали самый требовательный путь: путь высочайшего уровня роскоши. Мы — аналог высокой моды в сфере дизайна.