В мире художников, яркий, эпатажный, непохожий ни на кого самородок из заснеженного Норильска буквально ворвался в мир искусства и сказал в нем свое веское слово. все подробности об одной из самых заметных (причем в буквальном смысле слова) фигур современного русского авангарда в нашем материале.

Досье: Андрей Бартенев, художник, скульптор, график, модельер, видный деятель русского авангарда, автор инсталляций, выставок и перформансов. Член Московского союза художников и Академии дураков Вячеслава Полунина. Родился в 1969 г. в Норильске. Окончил факультет театральной режиссуры Художественного института в Краснодаре. После окончания вуза приехал в Москву, где в конце восьмидесятых началась его художественная деятельность. Работает в жанре зрелищного синтетического перформанса. Работы Бартенева неоднократно выставлялись в крупнейших российских и зарубежных музеях, его произведения находятся в лучших собраниях современного искусства по всему миру.

«Мне близко не пассивное, а активное проживание жизни. В ходе постоянного внутреннего эксперимента происходят неожиданные вещи – столько всего фантазируется и эмоционируется. Складывается ощущение, что находишься внутри огромного водяного потока, летящего вверх. Он проходит через тебя, а ты успеваешь фиксировать лишь малую его часть. Иногда мне кажется, что силы и идеи иссякают, но это обманчивое впечатление. Этот поток, летящий вверх, а не падающий вниз мертвым грузом,поражает своей нескончаемостью».

Сегодня в числе хороших знакомых Андрея Бартенева значатся персоны мирового масштаба: Эндрю Логан, Пако Рабан, Кельвин Кляйн, Жан-Поль Готье, Роберт Уилсон и Зандра Роуз. Андрей проводит мастер-классы в России, США, Великобритании и других странах, но до международного успеха предстояло пройти долгий путь… «Они стали не только моими хорошими знакомыми и друзьями, но и примером того, как можно смоделировать свою жизнь». А начиналось все в «городе, стоящем на огромном куске льда», вспоминает сам Бартенев. Все «дети северных народов» исполняли танцы чаек, оленей, отдавая дань традициям, происходило это, конечно, в детских садах. Андрей не был исключением и таким образом впитывал национальный колорит, который нашел отражение в его творчестве. Все это воплотилось в таких перформансах, как «Полеты чаек в чистом небе» или «Лондон под снегом», показанном на «Арт Москве 2003», или, например, видеоарте под анимационный фильм «Принц Севера», созданном режиссером Исао Такахата и ведущим аниматором Хаяо Миядзаки. Арт-объекты Бартенева были созданы при участии его учеников — Саши Фроловой и Ромы Ермакова. «Поскольку единственное, что было в избытке в Норильске, — это снег, из него и делали все что хочешь. Хочешь грушу — возьми и слепи из снега, хочешь в партизан поиграть — слепи убежище и играй. Снег —  самый податливый материал, в работе с ним я формировал свои скульптурные навыки».


Главный урок, который Бартенев вынес для себя из природы Крайнего Севера, — это то, что белый цвет безграничен, в то время как черный — его самый естественный контраст. В связи с этим и сознание художника формировалось исключительно в точных, если не суровых, формах. А переезд в солнечный Краснодар стал эдаким взрывным экспериментом, спровоцировавшим появление ярких цветов и ритмов в его творчестве. Мандариновый, зеленый, оранжевый, небесно-голубой стремительно ворвались в структурную палитру автора и воплотились в масштабный американский проект, ко
торый, по словам самого автора, еще раз круто изменил его жизнь. Работу в качестве участника резидентской программы Willem de Kooning Foundation в Нью-Йорке по приглашению Роберта Уилсона и семьи Виллема де Кунинга Андрей вспоминает как время широких возможностей для творческого развития, однако в то же время этот опыт позолил убедиться в холодном как лед и беспристрастном западном подходе к творчеству как к бизнесу. «Я жил на фешенебельных виллах и работал в прекрасных мастерских, имея невероятные возможности для создания различных произведений. Я сделал очень много красивого и для Роберта Уилсона, и для Willem de Kooning Foundation. Это был потрясающий период, который очень изменил меня. Условия для работы были несопоставимо лучше московских. Но когда искусство превращается в бизнес, везде становится одинаково. Я подумал: чего ради я должен заниматься сугубо коммерческим производством в Америке? Если бы я мог работать там, пребывая в замкнутом пространстве, насыщенном океаном и дельфинами, то, может, я и остался бы. Но такой перспективы не предвиделось, и со временем мне пришлось бы точно так же тяжело работать, как и в Москве. В итоге решил, что нет смысла менять тяжелую жизнь московскую на тяжелую жизнь нью-йоркскую».

И тем не менее даже родной московский хаос экстремальных проектов требует дисциплины для их реализации. И все — от родственников до учеников Андрея — могут подтвердить его четкость, организованность и структурированный подход к работе при всей кажущейся спонтанности.

«Родственники меня поддерживают, здесь понимание преобладает над непониманием. Другой вопрос, что у меня как у художника существует свой образ жизни. У меня есть плюсы и минусы. И это своеобразие моей арт-жизни, оно может как устраивать моих родных, так и не устраивать. Но здесь уже я ничего не могу поделать». Анархичный стиль постинга в социальных сетях из серии «этот безумный мир», временами особенно интенсивный под утро, никогда не мешал ему параллельно готовить серьезные проекты и для норвежской публики, и для датской, и для многих других. Стихийно и самостоятельно сформировавшегося российского художника Бартенева часто сравнивают с «татлинцем». Был такой отечественный художник-конструктивист — Владимир Татлин — материалистичный гений театральных постановок, после смерти которого стали появляться его последователи, «татлинцы». Их главной идеей был саботаж, которого они добивались путем переодевания в громоздкие, изменяющие вид человеческого облика костюмы. Бартенев от идеи саботажа в своих работах отказывается, заменяя ее на простую и вечную тему красоты, радости, принимающую яркие формы. Своими учителями он считает Эндрю Логана и Энди Уорхола. Да он и сам уже воспитал плеяду талантливых учеников. Сегоня некоторые из них получают гранты и проходят обучение в центре Watermill, устроенном ранее упомянутым Робертом Уилсоном в роскошном районе Хэмптонс на Лонг-Айленде, центре притяжения богатых и знаменитых.

«У меня странная, отличная от других жизнь. Путь, который я выбрал, никогда не сделает меня кумиром миллионов». И напоследок выбор редакции — пара ярких перформансов от Андрея Бартенева, которые как нельзя ярче отражают русскую натуру,щедрую на признания в любви Первый — акустический, в виде звуковой скульптуры, представленной для одноименной ретроспективы «Скажи: я тебя люблю!». Выглядит она как 200 динамиков, закрепленных по спирали. В центре стоит микрофон. Фоном звучит музыка. Любой желающий может подойти и сказать в тот самый микрофон заветные слова. Компьютер загружает признание в базу, и далее оно звучит по шесть раз из каждого динамика, а на седьмой раз машина выдает запись послания предыдущего автора. Таким образом, получается, что вам признается в любви тот, кто был до вас. Создавала
сь скульптура для выставки в Русском павильоне на 52-й Венецианской биеннале еще в 2005 году, а сейчас эта звуковая форма демонстрируется в Московском музее современного искусства на Петровке.

Второе любвеобильное послание от Бартенева — это действующая в настоящее время (до 28 июля) выставка «Дайте любви!». Все скульптуры находятся в пространствах многофункционального комплекса «Кунцево Плаза» — огромные слоны, медведи и даже рубли… Немое действо обещает своим наблюдателям целое творческое событие, в котором современное искусство дает вызов современной архитектуре, а зрителю — новое поле для самовыражения и, конечно, возможность еще раз понаблюдать за творческим потоком современного мастера авангардного дизайна.

«Все, что я делал, это от переизбытка радости, постоянного ощущения весны, от того, что доставляло мне наслаждение. Мое творчество никогда не соответствовало окружающим меня стандартам, так же, впрочем, как и сегодня».

Текст: Мария Савостьянова | Фото предоставлены пресс-службой

Вам также может понравиться

Ремонт
Спальни
Nicholas Haslam   Twils creazioni ciacci beds christopher guy And So To Bed Annibale Colombo
Подробнее
Ремонт
Кровать ONDA, фабрика Zani
Опрос. Кровать ONDA, фабрика Zani [wpvoting]
Подробнее
Ремонт
Bravo Design
Bravo Design Bravo Design – легендарный московский мебельный салон. Эксклюзивно представляет в России классические предметы интерьера от […]
Подробнее
Ремонт
выбор есть
Премиальные коллекции Villeroy & Boch создают в ванной комнате исключительный антураж. Например, коллекция Hommage наполняет ванную атмосферой […]
Подробнее
Ремонт
Тайны морских глубин в Viceroy Maldives
Мальдивские острова, расположенные среди лазурных вод Индийского океана, – это место, где можно найти настоящий рай на […]
Подробнее

Свежие записи

Ремонт
Спальни
Nicholas Haslam   Twils creazioni ciacci beds christopher guy And So To Bed Annibale Colombo
Подробнее
Ремонт
Кровать ONDA, фабрика Zani
Опрос. Кровать ONDA, фабрика Zani [wpvoting]
Подробнее
Ремонт
Bravo Design
Bravo Design Bravo Design – легендарный московский мебельный салон. Эксклюзивно представляет в России классические предметы интерьера от […]
Подробнее
Ремонт
выбор есть
Премиальные коллекции Villeroy & Boch создают в ванной комнате исключительный антураж. Например, коллекция Hommage наполняет ванную атмосферой […]
Подробнее
Ремонт
Нелли де, архитектор бюро VanelGroup
[wpvoting]
Подробнее
Ремонт
Тайны морских глубин в Viceroy Maldives
Мальдивские острова, расположенные среди лазурных вод Индийского океана, – это место, где можно найти настоящий рай на […]
Подробнее