Стараниями китайских властей, преследующих художника-диссидента Ая Вэйвэя, имя его прогремело на весь мир. Он руководил успешным дизайн-бюро, которому руководство страны поручило спроектировать стадион «Птичье гнездо» к пекинской Олимпиаде 2008 года. И вдруг обласканный и востребованный творец превратился в одного из самых непримиримых критиков режима, за что подвергся репрессиям.
Стадион «Птичье гнездо»
Стадион «Птичье гнездо» – самое известное творение Ая Вэйвэя, которое должно было стать символом обновленного Китая, открытого миру. Этот проект ярко демонстрирует творческий метод художника: первое впечатление – это куча металлических прутьев, в спешке беспорядочно сброшенных в одном месте. Однако внешняя простота и хаотичность заставляет работать воображение наблюдателя. Радикальное новаторство в сочетании с естественностью производит неизгладимое впечатление. Почти такое же по силе воздействия, как высказывание Ая по поводу проведения самих Олимпийских игр: «Только глубоко ущербное правительство станет поднимать дух народа с помощью дорогостоящих зрелищ, в то время как в стране царит коррупция и ежедневно нарушаются права человека». Понятно, что после таких слов Ай Вэйвэй не получил приглашения на открытие Олимпиады, также как и гонорара за свой всемирно известный проект…
«Птичье гнездо» – всего лишь одна из многочисленных и бесконечно талантливых работ художника. Скульптуры и инсталляции мастера отличаются потрясающей зрелищностью и безупречным технически исполнением. Произведения Ая – богатое пиршество для глаз и воображения, к тому же их визуальная мощь всегда сопровождается острыми политическими комментариями. Многие обвиняют его в гигантомании и в театральности, но архитектор считает, что он имеет право добиваться правды жизни «очень громко». Темы его произведений часто настолько болезненно-актуальны, что многие почитатели таланта, и в том числе соотечественники, стремятся помочь ему «сделать звук погромче», добиваясь резонанса в обществе, хотя такие вмешательства и грозят серьезными конфликтами с властью.
Проект «Имена Сычуаньского землетрясения»
Примером подобной акции является проект «Имена Сычуаньского землетрясения», в ходе которого волонтерами был составлен и опубликован на страницах блога Ая Вэйвэя полный список школьников, расставшихся с жизнью во время землетрясения. По мнению художника, истинные цифры погибших должны были указать чиновникам на разграбления бюджетных средств, которые могли бы пойти на ремонт школ, что в свою очередь существенно уменьшило бы количество жертв. В итоге блог Ая Future Generation Art Prize был заблокирован, сам художник избит неизвестными в гостиничном номере, а большинство активистов арестованы под разными предлогами, не связанными с акцией. Откликом на действия китайских властей со стороны Вэйвэя стала «Змея», составленная из 10 000 детских рюкзаков и выставленная впервые в Haines Gallery в Сан-Франциско в 2008 году. Она стала мощным, страшным и символичным памятником всем жертвам землетрясения и горьким напоминанием о том, что правда все равно станет публичным достоянием.
Работы Ая Вэйвэя
В работах художника преобладают простые, повседневные вещи. Удивительно, но, будучи созданными его руками, они «звучат» громче всех лозунгов. Так, на выставке в Сан-Франциско можно было увидеть точные копии цветастых повседневных платьев юных китаянок, сделанные из фарфора. Автор превратил дешевое платье в вожделенный объект для коллекционеров, рассказав без слов о миллионах безымянных китайцев, которые постоянно несут на себе бремя политических экспериментов.
Переживания Ая Вейвея за судьбу родного народа звучит и в инсталляции «Семечки подсолнуха». Композиция представляет собой рассыпанные на полу выставочного зала семечки. Даже вблизи семечки сильно напоминают настоящие, но на самом деле изготовлены они вручную из фарфора в городе Цзиндэчжэнь. В процессе их изготовления участвовало более 1600 человек, а общий вес 100 млн «семян» составил 150 тонн. По словам автора, композиция символизирует образ Китая как страны с неисчерпаемым потенциалом дешевой рабочей силы и страны-символа многочисленных подделок, внешне не отличающихся от оригиналов.
100 кг фарфоровых семечек были выставлены на аукционе Sotheby’s, после жарких торгов за них было выручено 5 638 000 долларов. Непочтительное, а иногда и варварское обращение архитектора с предметами старины баснословной цены вынуждает задуматься о том, что же представляет истинную ценность в нашем мире? Старинные гончарные изделия или современный популярный напиток, 2000-летняя ханская ваза или ее обломки, символизирующие хрупкость прошлого… Для того чтобы побудить ценителя искусства задуматься о вечном, Ай всего лишь нанес логотип «Кока-колы» на старинную вазу… В искусстве Ая Вэйвэя много насмешки и вызова, направленного не только в адрес политической элиты родной страны. В 90-х годах ХХ века им была сделана серия провокационных фотографий: жена автора в нижнем белье на фоне площади Тяньаньмэнь (там в это время происходил разгон демократических демонстрантов), средний палец самого автора на фоне Эйфелевой башни, полотна «Мона Лиза», Белого дома.
Непростые отношения с властями
Естественно, такие выходки не остаются без внимания со стороны национальных элит. С 2009 года художник периодически подвергается репрессиям – как в родном государстве, так и в некоторых европейских державах. Так, после съемок документального фильма о китайском общественном деятеле Фэн Чженьгу знаменитый художник был помещен под домашний арест, а в октябре 2010 года он не смог посетить Киев и церемонию вручения Future Generation Art Prize, на которой должен был быть членом жюри. В 2011 году местные власти сровняли с землей пекинскую мастерскую художника, кроме этого была отменена первая ретроспектива в родном Китае. Некоторые выставочные центры не желают работать с ним, так как опасаются конфликта с властями. Последнее событие в жизни художника – а именно его арест 3 апреля 2011 года в аэропорту города Пекина – сделало его главным действующим лицом новостных программ всего мира.
Дело приобрело международный размах, и 17 апреля 2011 года в поддержку арестованного была организована всемирная акция «1001 стул для Ая Вэйвэя». Суть акции заключалась в том, чтобы обратить внимание властей и общественности на незаконный арест и репрессии в отношении художника. В итоге 22 июня 2011 года Ай был освобожден как признавший свою вину. Первое, что сделал революционный китайский художник, вернувшись в свой дом, расположенный в Пекине в районе Caochangdi, – ремонт.
«Я перекрасил стены и потолки и купил немного новой мебели, чтобы взгляд радовался обновленной картине», – сказал Ай в первом после освобождения интервью. Выглядел он, по словам корреспондента, постройневшим и по-домашнему мягким, рассказывая о том, как много времени проводит с сыном и гуляет в своем районе, где живет довольно много художников. «Чувство своего дома – просто прекрасно», – сказал Ай, и ни у кого нет сомнений в его искренности. Его домашняя мягкость не помешала ему остаться «политически» очень злым. Впрочем, революции в том виде, в каком она была когда-то в России, Ай Вэйвэй не хочет: «Свержение режима через радикальную революцию не является способом решить проблемы Китая. Самое важное – добиться построения демократичной политической системы». текст Наталья Иванова