«Долг архитектора быть посредником между прекрасной архитектурой прошлого, оставленной нам великими предками, и архитектурой будущего», – считает Александр Зусик, профессор МААМ, кандидат архитектуры, лауреат премии Юнеско и руководитель архитектурной мастерской

Он известен не только строительством храмов, частных резиденций, проектированием небоскрёба «Ахмат Тауэр» в Грозном и резиденции «Бочаров ручей», а прежде всего, как новатор, способный создавать совершенно уникальные архитектурные формы, в которые мастерски вплетены элементы разнообразных течений, стилей и направлений.
10 1

– Александр Иванович, участвуют ли ваши заказчики в создании проектов или полностью полагаются на ваш опыт и вкус?
Как правило, современные заказчики – чрезвычайно образованные люди, интересующиеся искусством, дизайном и архитектурой. Поэтому, при проектировании какого-либо объекта, мы часто вводим в композицию здания знаковые архитектурные элементы, как некий диалог с посвящёнными. За годы нашей архитектурной практики мы ни разу не сталкивались с карт-бланшем. Любой проект – это годы работы с клиентом. В среднем, на проектирование и строительство одного объекта требуются от 3-5 лет, что позволяет вести долгий диалог с заказчиком, который все больше смотрит на свой дом, как на произведение искусства.

30
– Мне кажется, вилла Э+Е, которую вы создали – и есть искусство в чистом виде. Чьё творчество вас вдохновляло?
У виллы Э+Е три автора: архитектор Александр Зусик, главный дизайнер Елена Лазарева и ведущий архитектор Иннокентий Литвинов. Эта вилла – абсолютно современная архитектура в стиле деконструктивизма, построенная на свободном от застройки участке, на опушке леса. При проектировании виллы мы применили прием соединения здания и природного ландшафта, созданный в начале ХХ века великим архитектором Людвигом Мис ван Роэ в его проекте «Дом с длинными кирпичными стенами». Сам Мис при создании этого проекта вдохновлялся картиной «Ритм русского танца» созданной голландским художником Тео ван Дисбургом с стиле неопластицизм. Эта картина в свою очередь была создана под влиянием Дягилевских антреприз. Этот сложный ассоциативный ряд прекрасно считывается просвещённым клиентом и наделяет здание многослойным культурным подтекстом. В нашем проекте мы создали систему «длинных» стен, уходящих в пространство леса, окаймляющей стеклянную подкову фасада виллы. Этот прием позволил визуально соединить пространство гостиной зоны виллы и поляны на опушке леса.

31 1
– Легко ли заказчик соглашается на ваши предложения или приходится его иногда в чём-то убеждать?
Мы много работаем с различным отделочными материалами, и хорошо ощущаем какой из них нужен в каждом конкретном случае. Мы помогаем заказчику при выборе материалов, используемых для отделки здания.

2 3

– Но, возможно, заказчик хочет сэкономить и купить камень подешевле?
Всегда можно найти подходящие аналоги. Например, юрский мрамор, добываемый в Германии, очень дорогой, и привезти его не так-то просто. Но мы знаем, что есть аналог этого мрамора, добываемый в Дагестане, и не уступающий по качеству ни в чём. В этом камне выполнены фасады ЖК «Резиденции Замоскворечье» у Павелецкого вокзала, построенному по нашему проекту.

Если делаешь нестандартную работу, то часто приходится искать оригинальные решения. Например, в подмосковном дворце мецената Г. Новахова, по овалу гостиной стоят 32 колонны в два яруса, выточенные на токарном станке из массивных блоков мрамора, высотой 5 метров. Каждую колонну весом 2,5 тонны при установке вручную поднимали на цепях, увитую кожаными ремнями, прямо как при строительстве египетских колоссов. То есть, чтобы выполнить задуманную задачу, нам пришлось искать оригинальное решение и вспомнить уроки гениального русского инженера А. Бетанкура.

33 1

– Как часто случается, что вам приходится искать нестандартные инженерные решения?
В больших проектах – достаточно часто. К примеру, на вилле Э+Е мы столкнулись с вполне определенными пожеланиями заказчика, для успешной реализации которых привлекли опытную команду инженеров-проектировщиков из компании «Вентмакс». Сегодня в России мало компаний подобного уровня, вместе нам удалось реализовать уникальные вентиляционные и климатические решения. Очень важно было интегрировать системы вентиляции в пространство виллы и превратить элементы вентиляционного оборудования в своеобразные арт объекты, ставшие украшением интерьеров виллы. Архитекторы, дизайнеры, инженеры, совместно разрабатывали варианты деталей вентиляционных устройств, выполняя их макеты в натуральную величину из реальных материалов. Это было настоящее творчество и сотрудничество, которое привело к созданию редкого для отечественной практики результата.

37
– По сути, вы создаёте авторские вещи, если, конечно, это слово применимо к архитектуре. Насколько это сейчас востребовано?
В наших проектах мы всегда стремимся комплексно решать все стадии проекта от градостроительного решения, организации ландшафта, архитектуры здания, его интерьеров с индивидуальными решениями всех его составляющих (лестниц, каминов, потолков, полов, мебели, драпировок и пр.). Только при таком подходе могут возникнуть индивидуальные авторские решения. Это и есть путь ухода от стереотипных приемов в архитектурных решениях, но для их реализации в первую очередь нужно желание просвещённого заказчика. Авторское индивидуальное прочтение архитектурного и интерьерного решения здания к сожалению, является редким исключением из современной практики строительства и поэтому оно особенно ценно.

2 Зусик


Группа компаний Вентмакс: ventmax.ru / @ventmaxhome

Вам также может понравиться

Архитектура & Интерьер дизайнер мероприятие Новости Обзоры Общественные пространства Персоны Приглашенный редактор
Интерьер + мода: дефиле российских дизайнеров
Творческая компания «Прима» при поддержке журнала «ДОМ & ИНТЕРЬЕР» провели презентацию бренда женской одежды класса премиум DARI’S […]
Подробнее
Звездные гости Персоны
«Фарфоровая жизнь» Евгении Крюковой
«Талантливый человек талантлив во всем». Это выражение очень точно подходит для нашей гостьи актрисы театра и кино […]
Подробнее
Персоны
Интервью с Сильверио Мариан
Г-н Мариан, WWTS на сегодняшний день – крупнейшее коммерческое представительство итальянских интерьерных брендов. Расскажите, по какому принципу […]
Подробнее
Персоны
Правила инклюзии в архитектуре
Мария Редколис – Член Союза архитекторов России и Международного Союза Архитекторов, UIA, а также лауреат региональных и […]
Подробнее
Персоны
Взрослые игрушки Карима Рашида
«Когда я был маленьким, не любил, когда мама пылесосила, потому что она делала это полностью обнаженной. Мне […]
Подробнее
Персоны
От универсального к уникальному дизайну
Предложения рынка для обустройства пола бесконечно разнообразны. Борис Жарков – руководитель паркетного ателье «UNIFLOORS» о работе компании […]
Подробнее

Свежие записи

Архитектура & Интерьер дизайнер мероприятие Новости Обзоры Общественные пространства Персоны Приглашенный редактор
Интерьер + мода: дефиле российских дизайнеров
Творческая компания «Прима» при поддержке журнала «ДОМ & ИНТЕРЬЕР» провели презентацию бренда женской одежды класса премиум DARI’S […]
Подробнее
Звездные гости Персоны
«Фарфоровая жизнь» Евгении Крюковой
«Талантливый человек талантлив во всем». Это выражение очень точно подходит для нашей гостьи актрисы театра и кино […]
Подробнее
Персоны
Интервью с Сильверио Мариан
Г-н Мариан, WWTS на сегодняшний день – крупнейшее коммерческое представительство итальянских интерьерных брендов. Расскажите, по какому принципу […]
Подробнее
Персоны
Правила инклюзии в архитектуре
Мария Редколис – Член Союза архитекторов России и Международного Союза Архитекторов, UIA, а также лауреат региональных и […]
Подробнее
Персоны
Взрослые игрушки Карима Рашида
«Когда я был маленьким, не любил, когда мама пылесосила, потому что она делала это полностью обнаженной. Мне […]
Подробнее
Персоны
От универсального к уникальному дизайну
Предложения рынка для обустройства пола бесконечно разнообразны. Борис Жарков – руководитель паркетного ателье «UNIFLOORS» о работе компании […]
Подробнее