Стиль жизни — Культура и выставки
Современные арт-объекты
04.11.2024
Старое vs новое

Мир искусства меняется, не прекращая: от яркого абстракционизма до броского поп-арта, от одержимости измерять и трогать физические инсталляции до полноценного погружения в мир цифрового искусства. Какое направление в искусстве самое актуальное на сегодняшний день, опыт международных выставок — об этом рассказываем в статье.
Баланс физического и цифрового

Цифровой век современного искусства прогрессирует с каждым годом: онлайн-галереи, аукционы и онлайн-коллекционирование. Картины из музейных фондов наливаются завистью — большинство глаз устремлено на них через экраны, только после покупки картина настигает обладателя. Без маркетинговых каналов современное искусство не играло бы столь очевидной роли: электронные рассылки, веб-сайты, онлайн-платформы — все служит во имя продвижения новейших арт-объектов. Однако физические выставки и арт-ярмарки по-прежнему играют незаменимую роль: разглядеть свет и цвет, соотнести масштаб и даже пообщаться с авторами — без этого невозможен мир искусства.

Именно благодаря международным выставкам можно судить о трендах в современном искусстве, под их крышей собираются коллекционеры, галеристы, художники и ценители прекрасного со всего мира. Одним из таких событий, чуть ли не самым авторитетным в мире, является выставка Art Basel, ежегодно распахивающая двери в швейцарском городе Базель. В этом году она прошла в июне. Если взглянуть на ее залы и оценить продажи, можно сделать самый актуальный вывод о востребованных тенденциях в искусстве.
Классика и рекорды

На первом этаже ярмарки расположились галереи, представляющие работы признанных мастеров. Здесь можно было увидеть полотна Пикассо, Лучио Фонтана, Жана-Мишеля Баския, Энди Уорхола и Виллема де Кунинга. В день превью галерея David Zwirner продала работу Джоан Митчелл «Подсолнухи» за $ 20 млн., установив рекордную стоимость.
Самое современное

Несмотря на обилие классики, на Art Basel было представлено огромное количество современных работ.

Большее число откликов получили партиципаторные художники, приглашавшие зрителей к соучастию, к взаимодействию с арт-объектами. Возможно, это и отрекомендовало яркую особенность современности — наличие перформансов, отход от застывшего, неподвижного искусства.

Актуальны были и темы памяти, боли, общества, волновавшие людей все время мирского существования. Многие художники использовали переработанные материалы, привлекая внимание к проблеме экологии и устойчивого развития. Другие — экспериментировали с текстилем, создавали коллажи-пэчворк, лоскутные костюмы, закладывая в них отзывающиеся смыслы. Неизменным было и наличие цифрового арта, виртуальные работы на грани видео и дополнительной реальности.
Больше всего откликов собрала инсталляция «The Extended Line» Тихара Сиоты. Японская художница, пережившая онкологическое заболевание, размышляла о хрупкости жизни и общности человеческого опыта. Работа — визуальный лабиринт, состоящий из множества красных нитей и падающих бумажных листов.

Другим партиципаторным художником выступил Хулио Ле Парк, один из основоположников кинетического и оптического искусства. В работе «Zepelin de Acero» он играл с тенями и вовлекал зрителей — нужно было следить за движением света, собирая художественный замысел в единый пазл.
Прошлое или настоящее?

Судя по выставочному опыту Art Basel, одинаково хорошо продавались работы и современных художников XX века, успевших стать классиками, и творцов нынешнего столетия. Это практически равное соотношение сталкивается с проблемой распознавания современных тенденций, ведь новое все еще шагает под руку со старым?

Решить эту проблему может одно — поиск общего между классикой и современностью. Абстрактное искусство, подобно танцу, не обремененному фигуративностью, существует вне времени. Работы Кандинского, Пикассо, Джона Чемберлена, выставлявшиеся на ярмарке, — все так или иначе связаны с жанром абстракции.

Именно нефигуративные работы больше всего интересуют коллекционеров, будь то высокотехнологичные цифровые полотна или наследие мастеров абстракционизма. Нефигуративное искусство привлекает своей универсальностью (не навязывает зрителю конкретные образы), многослойностью и диалогом со временем. Абстракция не стареет, современные художники словно открывают медиа-порталы продолжают вековую традицию, однако каждый по-своему.

Так, можно сказать, что жанр абстракции, как и прежде, занимает лидирующую позицию на арт-рынке. Однако само его воплощение меняется: художники экспериментируют с формами, материалами и смыслами. Это не мешает им оставаться самыми услышанными и востребованными, во внимание остаются все музейные фонды, галереи, хранящие работы творцов XX века, и здесь и сейчас работающие современные художники.
Искусство — проводник

Современное продаваемое искусство состоит из старых шедевров и новых партиципаторных, приглашающих к внутреннему или внешнему диалогу арт-объектов. Диалог направляет зрителей в собственный мир, искусство становится проводником между чувствами и людьми. Абстрактные партиципаторные работы — лабиринт из красных ниток, сочетание стали и световых коробов, длинные ткани — окунают зрителей в систему поиска ответов. Некоторые их находят благодаря арт-работам, некоторые продолжают искать.

Точно сказать можно одно — современное актуальное искусство цепляло, предостерегало и завораживало. Оно будет меняться, невостребованное будет обгонять востребованное, а абстракцию через несколько лет с пьедестала может сместить другой жанр. Однако искусство продолжит с нами говорить и в старом, и в новом обличье.

Автор статьи: Вера Кантор
Фотографии: личный архив
вам также может понравиться