Прошлое или настоящее?
Судя по выставочному опыту Art Basel, одинаково хорошо продавались работы и современных художников XX века, успевших стать классиками, и творцов нынешнего столетия. Это практически равное соотношение сталкивается с проблемой распознавания современных тенденций, ведь новое все еще шагает под руку со старым?
Решить эту проблему может одно — поиск общего между классикой и современностью. Абстрактное искусство, подобно танцу, не обремененному фигуративностью, существует вне времени. Работы Кандинского, Пикассо, Джона Чемберлена, выставлявшиеся на ярмарке, — все так или иначе связаны с жанром абстракции.
Именно нефигуративные работы больше всего интересуют коллекционеров, будь то высокотехнологичные цифровые полотна или наследие мастеров абстракционизма. Нефигуративное искусство привлекает своей универсальностью (не навязывает зрителю конкретные образы), многослойностью и диалогом со временем. Абстракция не стареет, современные художники словно открывают медиа-порталы продолжают вековую традицию, однако каждый по-своему.
Так, можно сказать, что жанр абстракции, как и прежде, занимает лидирующую позицию на арт-рынке. Однако само его воплощение меняется: художники экспериментируют с формами, материалами и смыслами. Это не мешает им оставаться самыми услышанными и востребованными, во внимание остаются все музейные фонды, галереи, хранящие работы творцов XX века, и здесь и сейчас работающие современные художники.