Экспертное мнение — Интервью
Интервью с архитектором — Сергей Кузнецов
03.11.2024

«Не мы начали Москву строить,

не мы и закончим»

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, практикующий архитектор и художник — о городе детства, творчестве и будущем любимой столицы.
Москва вчера, сегодня и завтра — какая она?

Москва моего детства — это совсем другой город. В 80-е годы прошлого века люди практически не покидали свои районы. Поездка в центр города была событием, которое обсуждалось неделю. Сегодня город предлагает массу возможностей для жителей, что делает жизнь в нем насыщенной и динамичной.

Изменения в Москве заметны невооруженным глазом. В этом году исполняется 12 лет, как я занимаю должность главного архитектора города. За это время Москва кардинально изменилась. И дело не только в архитектурном облике города, Москва изменилась колоссально во всем, только если подумать об инфраструктуре — космические перемены, город приспособлен к максимально комфортной жизни, ни один европейский мегаполис не сможет сравниться сегодня с Москвой. Это, безусловно, результат работы команды Мэра Москвы Сергея Собянина.

Москва отличается от других городов мира своей богатой культурной и архитектурной историей. Здесь можно увидеть здания, относящиеся к разным историческим периодам, начиная с XV века и до наших дней. Архитектура — одна из важных составляющих города, то, над чем мы ежедневно работаем, хотя, я бы сказал, что создаем нечто большее — среду обитания, качественную и самобытную, с высокими художественными ценностями.

«Наша цель — создать среду, в которой людям будет приятно жить и работать. Люди — основной капитал города, и их комфорт — наша главная задача».

Москва является крупнейшим мегаполисом, важнейшим с точки зрения политического, экономического и культурного влияния. Важно, чтобы люди, живущие здесь, чувствовали себя комфортно — это и есть основная задача на будущее.
Москва из детства, Москва из прошлого, есть ли что-то, почему вы тоскуете и что вам хотелось бы вернуть в город?

Город из детства, каким я его помню, остался только в моей памяти. Сейчас всё иначе. И это абсолютно естественно, мы тоже меняемся, и город вместе с нами. Было бы странно, если Москва осталась прежней, как 10, 20, 30 лет назад — городу нужно постоянное развитие, чтобы соответствовать современным реалиям жизни.

Нет никаких сожалений от перемен или каких-то вещей, которые хотелось бы вернуть. Например, район, в котором я вырос, сейчас преобразуется по Программе реновации, и я поддерживаю эти изменения, так как они направлены на улучшение качества жизни горожан. Ностальгия, конечно, присутствует, но она больше по детству, а не по старому облику города. Так, что я считаю, все в порядке, идет своим чередом, и городу эти изменения явно на пользу.

Любимый район или место в городе, куда всегда хочется вернуться?

У меня нет особой привязанности к каким-то районам. Мне нравятся разные районы — где я сейчас живу, и где вырос. Особенно приятно бывать в районах, где реализованы проекты с моим участием. Например, Бауманка, Зарядье или территория «ЗИЛ». Такие места вызывают гордость за проделанную работу.


Повлияла ли Москва на ваше творчество и как вы пришли к живописи?

Москва — город с богатой историей, она всегда оказывала сильное влияние на моё творчество. Я учился рисовать всю жизнь, и большая часть этого времени прошла в Москве. Городская среда, со своими многочисленными культурными слоями, вдохновляет на создание новых художественных и архитектурных произведений. Стремление к новаторству и желание шагнуть вперед, создавая что-то уникальное, — это важная часть моей работы.

Живя в Москве и работая здесь, я постоянно нахожу вдохновение в городских сюжетах. Наша задача в архитектуре — создавать нечто новое, заметно отличающееся от предыдущих проектов. Богатство городской среды складывается из разнообразия архитектурных решений, и мне хочется, чтобы наш вклад в развитие города тоже был заметным и значимым.

Фрэнк Гери, величайший архитектор современности, вырос в окружении коробок в хозяйственном магазине отца, что и повлияло на его стиль работы — главными элементами постройки как сейчас, так и тогда становятся металлические детали. Для архитектора — место, где он вырос и учился, — это главный определяющий фактор его творчества.

Я занимался искусством с детства, но профессиональная деятельность сильно повлияла на мое развитие. Семья не особо подталкивала меня к творчеству, но я пробовал различные направления благодаря разнообразным увлечениям родственников и непохожим друг на друга местам жизни — какое-то время жил в деревне, потом в Москве и за границей, причем очень экзотической за границей. Это был Южный Йемен, абсолютно другая страна. И это расширило мой кругозор, позволило мне развиваться творчески. Сейчас я занимаюсь не только живописью, но и созданием различных объектов и инсталляций.
Важно ли творческое образование?

Я учусь постоянно и советую всем никогда не бросать это дело. Образование не обязательно должно быть формальным. Я верю в самообразование. Любое образование отчасти является самообразованием, поэтому важно, с каким рвением и интересом ты подходишь к обучению.

Общение с профессионалами и совместные проекты — отличная возможность для роста. Посещение выставок и участие в различных проектах также способствует развитию.

Необходима насмотренность, но не просто поверхностная, а качественная. Важно, как ты воспринимаешь то, что видишь, и какие выводы из этого делаешь. Профессиональное развитие зависит от личного отношения к учебе и стремления к совершенствованию.


Пожелание городу.

Развития, бесконечного и стремительного, и реализации тех планов, которые уже есть. У Москвы великолепный градоначальник — наш мэр, команда которого реализовала уже колоссальное количество проектов разных масштабов. Но и впереди у нас много важных начинаний. Не мы начали Москву строить, не мы и закончим, наше дело — пронести эту часть аккуратно и бережно и создать что-то интересное. Чтобы после нас осталось хорошее, достойное и качественное наследие, которое хочется развивать, так как сейчас то, что оказалось в наших руках.

Автор статьи: Анастасия Кремлёва
Фотографии: личный архив