Экспертное мнение — Обзор
Третьяковка — новое прочтение
16.11.2024
Государственная Третьяковская галерея продолжает своё развитие с открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной.

Это современное пространство не только сохраняет и демонстрирует богатое наследие русской живописи, но и воплощает уникальные архитектурные решения, интегрирующие искусство в городскую среду. Этот проект сочетает в себе глубокую историческую преемственность и современные технологические достижения, что делает его поистине уникальным.

Архитектурное решение и концепция фасада

Основой архитектуры нового корпуса Третьяковской галереи стал большой атриум со стеклянной крышей. Главный фасад, обращенный к Кадашевской набережной, притягивает взгляд благодаря новаторскому решению — репродукциям известных картин в окнах здания. Такой прием помогает каждому прохожему в буквальном смысле стать ближе к искусству.

«Музей как собрание картин — вот та мысль, которая была положена в основу решения фасадов. Единственным ограничением, которое мы должны были учесть при разработке нашего проекта, было обязательное сохранение конструктива и планировочных решений исходного проекта этого здания, разработанного в 2003—2007 годах „Моспроектом-4“ (руководитель авторского коллектива — А.В. Боков). Благодаря планировочной структуре здания, согласно которой общественные зоны музея были расположены вдоль фасада, обращенного к Кадашевской набережной, мы смогли сделать в нем большое количество окон. Как раз эти проемы, разные по габаритам и обрамленные широкими белокаменными рамами, образно воссоздают на фасаде шпалерную развеску знаменитой коллекции живописи Павла Третьякова, основателя галереи. Усилить сходство окон с картинами помогают нанесенные с помощью цифровой печати фрагменты знаменитых произведений живописи из собрания музея» — объясняет Игорь Членов, главный архитектор, управляющий партнер архитектурного бюро СПИЧ и автор проекта.
Цвета фасада идеально вписываются в стиль исторического центра Москвы: красный кирпич и белый мраморизированный известняк. Такой подход создает акцент на архитектурном наследии музея, здания которого были возведены в разные исторические эпохи. Окна с витражными полотнами обрамлены рамами. В XIX веке они ценились наравне с картинами. Шпалерная развеска — также одна из отсылок к историческому прошлому. раньше такая композиция считалась единственным возможным способом показа крупных коллекций.

«В наших поисках мы сразу пришли именно к этому образу. И дальнейшие усилия были направлены на то, чтобы придать ему необходимую иносказательность. Иными словами, сделать такой фасад, который бы недвусмысленно указывал на функцию здания, но не кричал об этом в полный голос. Именно поэтому мы сознательно ушли от фотографически точного воспроизведения картин: в каждой из „рам“ мы показываем лишь какой-то один определенный фрагмент произведения художника, причем делаем это с помощью черно-белой печати. Мы стремились как можно дальше уйти от ощущения репродукций в окнах — скорее, перед нами лишь намек на те или иные работы художников, такие, знаете, смутные воспоминания, оживить которые способно именно посещение экспозиции Третьяковской галереи», — рассказывает Игорь Членов.

«Самым сложным были именно технические аспекты реализации нашей идеи: работа с крупноформатным стеклом и печатью, подбор правильных формул стекла, позволивших добиться нужного уровня проницаемости и отражений, узлы креплений» — вспоминает архитектор.

Современное музейное пространство и функции здания

В новом здании Третьяковской галереи предусмотрены современные экспозиционные и выставочные залы на первом и третьем этажах. Также здесь можно найти реставрационные мастерские, научный фотоархив, пресс-центр и конференц-зал. Пространства ждут первых научных конференций, концертов, кинопоказов и других культурных событий.

Открытый атриум, выходящий на набережную, представляет собой многофункциональное общественное пространство, доступное для всех посетителей.

Особое внимание привлекает концертный зал на 500 мест. Он рассчитан на проведение различных мероприятий: от концертов и фестивалей до театральных постановок и образовательных лекций. Зал доступен для людей с ограниченными возможностями, передвигающихся на инвалидных колясках.
Уже осенью посетители смогут посмотреть первую выставку в новом корпусе. Ей станет проект «Передвижники», посвященный творчеству художников Товарищества передвижных художественных выставок.

Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной знаменует собой новый этап в истории музея, сочетая традиции и инновации в одном архитектурном шедевре. Это пространство станет не только домом для шедевров русской живописи, но и центром культурной жизни Москвы, открытым для всех желающих приобщиться к искусству и истории.

Автор статьи: Анастасия Донских
Фотографии: Илья Иванов
вам также может понравиться