"Мемфис"Холодной миланской ночью с 11 на 12 декабря 1980 года несколько дизайнеров собрались поболтать и послушать Боба Дилана – и под конец встречи замыслили переворот. Бунт против скучного монохромного дизайна, распространившегося в застойные 70-е, назревал давно. Возглавил движение Этторе Соттсасс, архитектор, художник, философ австрийского происхождения, которому в то время исполнилось 63 года.

История «Мемфиса»

За плечами Соттсасса было архитектурное отделение Туринского политеха, авангардная творческая лаборатория, премия «Золотой циркуль», движение «Радикальный дизайн», группа «Алхимия» с ее установкой на элитарный и интеллектуальный дизайн и бесчисленное множество проектов. Два других лидера группы – итальянские архитекторы Андреа Бранци и Микеле де Лукки – также были известны и авторитетны в своей области.

Стальной стул Quinta

Стальной стул Quinta

На первой встрече дизайнеры предложили встретиться через год и продемонстрировать совершенно иной промдизайн. Яркий цвет, сочетания на грани китча, стилизации на тему ар-деко, 50-х и поп-арта… Кроме того, дизайн должен был стать интернациональным, а не происходить исключительно из Италии, как это было многие годы. Гимном группы стала песня Боба Дилана «Stuck Inside Of Mobile With The Memphis Blues Again», которую проигрывали во время той судьбоносной встречи. Год спустя дизайнеры встретились вновь и продемонстрировали друг другу десятки эскизов. Проекты были остроумными, яркими, это был дизайн на грани фола: эпатирующий, шокирующий и невероятно притягательный. Дизайнеры с хорошим образованием и огромным опытом играли в «непрофессионалов», смешивали стили, самовыражались и валяли дурака. В сентябре была готова первая коллекция предметов «с характером». К работе подключились дизайнеры из других стран. Аскетичная гамма и благородные материалы из 70-х остались в прошлом. «Мемфис» действительно стал интернациональным движением. Дизайнеры полюбили ламинат, пластик и цветной лак. Первая выставка в миланском шоу-руме Arc’74 шокировала зрителей. Мебель, светильники, часы и керамика, созданные участниками «Мемфиса», были непривычны и подчеркнуто «антиблагородны». Никакого единства или общей темы в коллекции не было.

Модульная система Zero

Модульная система Zero

Она была такой же разной и резкой, как люди, придумавшие отдельные предметы. Здесь царила полная анархия. Никаких законов, правил или манифестов. Дизайнеры иллюстрировали главный постмодернистский тезис о непознаваемости и иррациональности мира. Выставки с большим успехом у публики прошли в Париже, Лондоне, Монреале, Нью-Йорке, Токио и Стокгольме, а критики говорили о том, что не настолько скучным был предметный мир 70-х, чтобы «опускаться до этого инфантильного и мультипликационного дизайна». «Мемфис» как востребованный проект просуществовал до 1988 года, пока Соттсасс, почувствовав, что интерес к группе угасает, не распустил ее также просто и быстро, как и собрал. Время «Мемфиса» было кратким, но насыщенным. Сегодня этот пестрый мир вещей уже не вызывает столько эмоций. Тогда, 30 лет назад, молодые дизайнеры были очарованы самобытными обаятельными объектами, новой философией, богатством цвета, фактур и формы. Нынешние успешные дизайнеры до сих пор вспоминают о «Мемфисе», как рок-музыканты боготворят The Clash или Sex Pistols. «Мемфис» вдохновил звезду мирового промдизайна Филиппа Старка, модельера Карла Лагерфельда и многих других. Была у явления и негативная отдача. Многие утверждают, что за безвкусный мир уродливых дешевых вещей из разноцветного пластика, образовавшийся в 90-е годы прошлого века, нужно благодарить безответственно креативных дизайнеров из 80-х.

Герои «Мемфиса»

Этторе Соттсасс

Этторе Соттсасс

Этторе Соттсасс

Я ем, сплю, занимаюсь любовью, когда обстоятельства складываются удачно, просто брожу, рассматриваю вещи, слушаю, о чем говорят люди, читаю, мечтаю – словом, живу. Вот в этом-то я и черпаю вдохновение. Когда я был молод и работал с утра до ночи, бутылками пил водку. Теперь пью простую воду. Из-за того, что когда-то увлекался водкой. Я никогда не подходил к выбору одежды формально. Во времена битников я часто ездил в Нью-Йорк и покупал старые вещи и носил их. Сейчас, когда больше не существует этих огромных секонд-хэндов, я ношу Armani. Думаю о дизайне, когда лежу в ванной, когда болтаю по телефону, когда сижу за столом. У меня нет особенного места, где думается хорошо, но есть одно, где работать невозможно. Это моя дизайн-студия. Там слишком много людей. Раньше я много занимался теоретическими изысканиями, был агрессивен, очень привязан к функционализму. «Мемфис» был своего рода упражнением в дизайне. Сейчас появились иные источники вдохновения и другие цели.

Работы Этторе Соттсасса

Работы Этторе Соттсасса

Печатная машинка Valentine

Печатная машинка Valentine

"Карлтон-буфет"

“Карлтон-буфет”

Будущего не существует. То, как мы представляем сегодня будущее, – этого не будет. И меня беспокоят эти бесконечные разговоры о будущем: «Все, что мы делаем сегодня, делаем для будущего». Предлагаю навести порядок в настоящем. Будущее не волнует меня вовсе. Задача архитектора и дизайнера – создавать вещи, которые притягивают удачу, дома, стены которых защищают людей от невзгод. Поэтому я не считаю себя приверженцем какого-то стиля. Создаю объекты для разных людей и разных жизненных ситуаций.

Андреа Бранци

Андреа Бранци

Андреа Бранци

Часы Alessi

Часы Alessi

Чередую теоретические исследования и практические разработки. Проектирование само по себе для меня не так интересно, как изучение, попытка проследить эволюцию. Архитектура для меня –это область знаний. История современной архитектуры меня мало интересует, я сам слишком вовлечен в процесс. Из архитекторов прошлого люблю Филиппо Брунеллески. Его изобретения и находки определили последующее развитие архитектуры Возрождения. Он заново открыл тот классический архитектурный «код», который был забыт долгие 12 веков. На фоне архитектуры прошлого современная архитектурная школа кажется мне очень слабой. Никогда не даю советов молодым, скорее они сами посоветуют мне что-то дельное. Дизайн и архитектура сегодня – ужасно унылые занятия. Думаю, это связано с тем, что зодчие и дизайнеры слишком серьезно относятся к своей работе, они слишком увлечены профессиональным ростом и собственными амбициями. В мое время умели весело проводить время и попутно создавать шедевры…

Ваза Oro and Bosco

Ваза Oro and Bosco

Светильник Big Cap

Светильник Big Cap

Стойка для зубочисток

Стойка для зубочисток

Чайник Mama-o

Чайник Mama-o

Микеле де Лукки

Микеле де Лукки

Микеле де Лукки

Дизайнерские группировки 70-х и 80-х годов прошлого века – это было что-то особенное. Мы были революционерами, много спорили, формулировали, философствовали. Мы были уже не просто технарями, которые чертят и воспроизводят объекты, но теоретиками, которые обосновывали то, что делали. Для меня нет серьезной разницы между архитектурой и дизайном. Это очень близкие дисциплины. Есть общая цель – создавать предметный мир – все то, что окружает человека, будь то стены или стулья. Группа «Мемфис» была создана для того, чтобы поставить под сомнения все правила «хорошего дизайна», которые казались незыблемыми. Во время последней выставки «Мемфиса» в 1987 году мы поняли, что надо с этим заканчивать и начинать что-то с нуля. Все вокруг копировали нас! Не существовало другого стиля, кроме стиля «Мемфис». Мне кажется, функциональные предметы – далеко не самые интересные. Скажем, Этторе Соттсасс практически ничего не делал на продажу, потому что никто не хотел покупать то, что он делал. А не продавались его объекты, потому что они были слишком эксцентричны.

Светильник Tolomeo Terra

Светильник Tolomeo Terra

Стул First Chair

Стул First Chair

Стол San Girolamo

Стол San Girolamo

Рояль Pleyel

Рояль Pleyel

Есть продукты, а есть проекты. Первые делают на заказ – для продажи, вторые – это только образы, идеи. Хорошие проекты нередко превращаются в продукты-бестселлеры. текст Софья Ремез

Вам также может понравиться

Автодизайн, яхтинг и авиационный интерьер Ремонт
Lexus ES 250: новое кимоно самурая
Дизайнеры Lexus разработали новую визуальную концепцию бренда L-finesse. Знакомимся с ней на примере бизнес-седана серии ES.
Подробнее
Ремонт
Подвесное кресло на подставке
Не любите серость и банальность? Устали от шаблонных решений? Не желаете видеть возле себя типичные вещи? Самое […]
Подробнее
Ремонт
Идеальная новогодняя елка. Какая она?
Студенты из Университета Шеффилда услужили всем тем, кто приемлет только идеальные елки: они вывели формулу совершенной новогодней […]
Подробнее
Ремонт
объект притяжения
Главным героем любой гостиной был и остается диван. выбрать идеальный с точки зрения комфорта, эстетики и функциональности […]
Подробнее
Архитектура & Интерьер Квартиры Ремонт
Татьяна Арютова - Квартира в Замоскворечье
Работа над квартирой в Замоскворечье, по словам дизайнера Татьяны Арютовой – www.DA-Interior.ru была очень долгой и непростой. […]
Подробнее

Свежие записи

Ремонт
Юрий Воробьев
[wpvoting]      
Подробнее
Автодизайн, яхтинг и авиационный интерьер Ремонт
Lexus ES 250: новое кимоно самурая
Дизайнеры Lexus разработали новую визуальную концепцию бренда L-finesse. Знакомимся с ней на примере бизнес-седана серии ES.
Подробнее
Ремонт
Подвесное кресло на подставке
Не любите серость и банальность? Устали от шаблонных решений? Не желаете видеть возле себя типичные вещи? Самое […]
Подробнее
Ремонт
Идеальная новогодняя елка. Какая она?
Студенты из Университета Шеффилда услужили всем тем, кто приемлет только идеальные елки: они вывели формулу совершенной новогодней […]
Подробнее
Ремонт
объект притяжения
Главным героем любой гостиной был и остается диван. выбрать идеальный с точки зрения комфорта, эстетики и функциональности […]
Подробнее
Архитектура & Интерьер Квартиры Ремонт
Татьяна Арютова - Квартира в Замоскворечье
Работа над квартирой в Замоскворечье, по словам дизайнера Татьяны Арютовой – www.DA-Interior.ru была очень долгой и непростой. […]
Подробнее