Коллекция преступлений

By

(из раннее опубликованного в журнале Дом & Интерьер) Несмотря на войну, целое десятилетие – с середины 30-х по середину 40-х годов XX века – в Европе наблюдался стабильный рост цен на произведения искусства. «Виновником» этого странного явления был Герман Геринг, второй человек в нацистской Германии, наследник фюрера, премьер-министр Пруссии, шеф люфтваффе, обладатель множества других должностей и званий, а также один из самых успешных коллекционеров произведений искусства. Ловко пользуясь своим положением и почти неограниченными возможностями, этот любитель прекрасного ухитрился собрать самую богатую коллекцию предметов искусства в мире. Герман Геринг был одним из немногих руководителей Третьего рейха, которому посчастливилось вырасти в зажиточной буржуазной семье. В течение 8-летнего брака с баронессой Карин Канцов он и вовсе возомнил себя аристократом и поклонником искусств. Первые упоминания о Германе Геринге как о серьезном коллекционере относятся к 1928 году, когда он стал депутатом рейхстага и начал получать крупные взятки от промышленников. Появились большие деньги, применение которым Геринг – большой любитель роскоши – нашел без труда. Часть из них пошла на картины. Тогда, на начальном этапе коллекционирования, картины он приобретал еще на вполне законных основаниях. Грабить будущий рейхсмаршал начал после того, как нацисты пришли к власти. Собирал Геринг коллекцию энергично, «по-крупному». Если в 1939 году она состояла приблизительно из 200 предметов искусства, то к концу войны выросла в 7-10 раз. Интерес к живописи проснулся у него не сразу. На начальном этапе его интересовала всякая всячина: редкие животные, игрушечные поезда, римские артефакты, гобелены, драгоценности и т. д. С середины 30-х он сосредоточился на картинах. Герман Геринг любил называть себя «человеком Ренессанса», намекая на любовь к искусству, доказательством чего и должна была служить коллекция. Несмотря на огромное самомнение, он знал и признавал свою слабость – дилетантство в живописи. Выход из положения был найден быстро. Геринг окружил себя лучними в Германии знатоками живописи. Они стали его советниками и рыскали по оккупированной Европе в поисках картин для шефа. Главным советником Геринга по искусству и доверенным лицом стал Вальтер Андреас Хофер, бывший торговец картинами и произведениями искусства. Он, пожалуй, сыграл главную роль в создании коллекции. Он же наряду с самим рейхсмаршалом несет ответственность и за десятки конфискаций и других неблаговидных дел. С приходом в 1933 году к власти Гитлера резко вырос поток эмигрантов из Германии. Уезжали в основном евреи, отрицательного отношения к которым нацисты не скрывали с самого начала. Из экономических соображений власти запретили вывозить бумажные деньги. Поэтому эмигранты начали вкладывать деньги в произведения искусства, которые можно было вывезти под видом личных вещей. Первые нацистские конфискации, в том числе и предметов искусства, начались в Австрии после аншлюса. Их жертвами стали видные коллекционеры Вены. Со временем немцы начали действовать тоньше –для получения разрешения на выезд эмигрантам зачастую приходилось расплачиваться картинами и другими произведениями искусства. Свой окончательный «стройный» вид система конфискаций, а проще говоря, узаконеннях грабежей, приняла после оккупации Нидерландов и Франции в 40-м году, когда был создан Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg fur die Besetzten Gebiete (ERR, Институт рейхсляйтера Розенберга по управлению оккупированными территориями), сотрудники которого грабили захваченные страны. Был в ERR и отдел, занимавшийся искусством. Руководил им некий Бруно Лозе. И хотя формально Геринг никакого отношения к ERR не имел, он получал наибольшую выгоду из деятельности этой организации, награбившей в захваченных Германией странах за 6 лет почти 22 000 предметов искусства. Перед отправкой очередной партии конфиската Герман Геринг нередко выезжал на место сам или посылал туда своих представителей. В немецкие музеи попадали лишь те картины, которые по тем или иным причинам не устраивали рейхсмаршала и его агентов. Они отбирали самое лучшее и отправляли на личных поездах Геринга в Каринхалл. Только в 1940-42 годах Геринг больше 20 раз приезжал в парижский офис ERR, располагавшийся недалеко от Лувра, чтобы лично отобрать картины перед отправкой их в Германию. Картин было так много, что они висели в Каринхалле без какого-либо порядка и тематики, едва ли не одна на другой. Герман Геринг был поклонником французских и голландских старых мастеров. Из современной живописи он признавал только работы неметких художников. Картины же всех прочих – например, импрессионистов и модернистов – в соответствии с официальной линией в Третьем рейхе считал «дегенеративным искусством». Если Геринг и забирал полотна импрессионистов, то исключительно для того, чтобы обменять на них более ценные, по его мнению, картины. С марта 1941-го по ноябрь 1943 года было осуществлено 18 таких обменов. Примером таких обменов может служить сделка между Герингом и торговцем картинами из Швейцарии по фамилии Фишер. За 5 картин Лукаса Кранаха Старшего, любимого, пожалуй, живописца Германа Геринга (у него было около 60 полотен этого художника), стоимостью 150 000 швейцарских франков, рейхсмаршал отдал Фишеру в 1941 году два десятка работ импрессионистов, среди которых были полотна Дега, Ван Гога и Ренуара. Все они были конфискованы у известных парижских коллекционеров и стоили свыше 1 млн швейцарских франков. Кстати, примерно таким же образом Геринг обменял и «Портрет доктора Гаше» Винсента Ван Гога, одно время самую дорогую картину планеты, проданную на аукционе в 1990 году за 82,5 млн долларов. Часть коллекции составляли подарки от друзей и других высокопоставленных нацистов. Особенно ценил Геринг подарки Гитлера – официальный портрет фюрера, его акварель и «Даму с соколом» Ганса Макарта, подаренную ему на 45-й день рождения. Почти половина коллекции Геринга состояла из произведений искусства, конфискованных у «врагов рейха». Только через ERR рейхсмаршал получил более 700 предметов, в основном – картин. Больше всего от конфискаций пострадали собрания картин таких видных коллекционеров, как Вассерман, Розенберг, Ротшильд и т. д. Банальному грабежу рейхсмаршал Геринг пытался придать видимость законных сделок. Он просил торговцев картинами присылать ему счета, которые, впрочем, никогда не оплачивал, или говорил, что берет картины взаймы, и обещал их вернуть, но, естественно, не возвращал. «На войнах все немного грабят, – откровенно заявил Герман Геринг в беседах с психиатром на Нюрнбергском процессе. – Но я утверждаю, что все мои так называемые «грабежи» были законными сделками». Больше всего от деятельности отдела искусств ERR и Геринга пострадали Франция с Голландией. Правда, в Голландии, где в отличие от Франции не было больших частных коллекций, нацисты грабили в основном музеи и картинные галереи. Активно действовали агенты Геринга и в Италии, но там им приходилось работать осторожно, потому что Рим все-таки был союзником Берлина. На Апеннинах люди рейхсмаршала картины чаще всего покупали. В мае 1942 года правительство Италии обратило внимание на многочисленные случаи вывоза произведений искусства в Германию и запретило вывозить из страны картины, скульптуры и т. д. У людей Геринга начались трудности, и им приходилось прибегать к помощи посла в Риме. Конечно, незначительная часть коллекции Геринга состояла из купленных картин. При этом считавший себя аристократом рейхсмаршал очень не любил расставаться с деньгами и отчаянно торговался, стараясь снизить цену до минимума. И надо же было такому случиться, что одна из самих дорогих покупок Геринга – полотно кисти Яна Вермеера «Христос и грешница», купленное для него в Голландии баварским банкиром и торговцем произведениями искусства Алоисом Мидлем за 1,65 млн гульденов, – оказалась подделкой, принадлежащей кисти таланливого нидерландского художника Хана ван Меегерена.

Узнав незадолго до смерти в Нюрнберге о том, что его любимый Вермеер – подделка, рейхсмаршал не смог скрыть слез разочарования. Он даже на время забыл о приговоре трибунала и так расстроился, как будто впервые в жизни узнал, что на свете есть и зло. В конце войны Геринг попытался переправить большую часть коллекции в Австрию, но личный поїзд рейхсмаршала вместе с ним самим был задержан американцами в баварском городке Берхтесгаден. Около 80% экспонатов коллекции Германа Геринга были возвращены законным хозяевам и их наследникам. Летом 2009 года вышла книга с полным каталогом коллекции, автор которой, Нэнси Йейде, сотрудница Национальной галереи в Вашингтоне, надеется, что благодаря ее трудам удастся найти и владельцев оставшихся картин. Кстати, по расчетам Йейде, коллекция Германа Геринга состояла не из 1400 произведений искусства, как считалось ранее, а из 1700-1800.

Оцените статью: 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Комментарии

Вам также может понравиться
Свежие записи
Вверх!!!!!